Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

6 июня 2014 г. 06:52

366

5

Не то, чтобы это было самым легким чтением в моей жизни, но уж и не самым тяжелым, точно. Второй том охватывает период (промежуток, пласт, не знаю, как ни назови - все бедно выходит) от Гаутамы Будды до триумфа христианства. Проводя любознательного читателя через конфуцианство, даосизм, буддизм. Рассматривая римскую религию от рассвета до заката ее. Затрагивая верования кельтов и германцев.

И снова на восток. Буддизм до и после раскола, индуизм, иудейство. Тупики и кризисы, в которые с постоянством, достойным лучшего применения, заводили своих приверженцев культы. Мистерии, как средство преодоления, поиска выхода через бутылочное горлышко там, где прямохоженая дорога заколодела-забуравела. Рождение христианства и многие ответвления, сразу за ним возникшие. Попытки возврата к язычеству там. где пути назад не было уже.

Тот же спокойный сухой академичный стиль изложения, что в первом томе. А хотелось беллетристики или шуток-прибауток? Нет-нет, ни в коем случае. Просто, предупрежденная одной замечательной женщиной о фашистских убеждениях Элиаде, пристальней прежнего вглядывалась в поисках оценочных суждений. Да так и не нашла. За исключением, разве, преувеличенного восторга перед германским религиотворчеством.

А было ли что, найденное для себя? Представьте, да. И за этим стоило читать. Как тот колодец со скрипучим воротом в пустыне, где колодцы по определению выглядят иначе. Помните, из "Маленького принца"? С самой свежей и сладкой водой. Была такая гностическая ересь век спустя после Христа. Если совсем коротко и упрощая: истинно живых, несущих в себе искру божью, мало на земле. А и те, что есть, забыли о сути своей, воплотившись тут.

И влачат существование жалкое, странное, недостойное себя. Оттого, что не помнят, кто они и что должны делать. За тем, чтобы оживить память, посылается к такому человеку вестник. Он напоминает и пелена спадает с глаз и счастливая душа устремляется, где ей место. Такая вот звенящая ностальгия. У Андрея Лазарчука такая космогония детально разработана, за то же и любимый мой писатель.

В современной России естественно и правильно быть православной христианкой для взыскующих веры. Крестилась сознательно в юности и обрядовую сторону соблюдаю истово без дополнительных над собой усилий. А если есть при таких условиях что-то, заполняющее тебя без остатка - просто неси в себе. Этого чего-то ведь как-бы и не существует.

Комментарии


Благодаря таким как Вы, непонятно на каком основании решившим, что имеют право судить за других, что для них "естественно" и "правильно" мировая история полна религиозных войн. Почему Вы считаете, что, к примеру, жителям Элисты или Казани, чьи предки поколениями исповедуют буддизм и ислам "естественно" и "правильно" становиться православными? Я уж не буду поднимать здесь вопрос о более глубинных мотивах выбора вероисповедания каждым отдельным человеком. Но, по меньшей мере, не стоит забывать, что Россия не только полиэтнична, но и многоконфессиональна.
Очень печально, что, потратив столько времени на чтение трех томов Элиаде (по Вашим словам, "не представляющих собой увлекательного чтения", с чем я и еще множество поклонников Элиаде не согласятся), вы делаете такие выводы. К сути и цели создания данного труда Вы не приблизились ни на шаг.


Неясно, что вы хотели сказать этой гневной тирадой.