Больше рецензий

Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 октября 2023 г. 01:04

334

4 Осуждать зло - это далеко не то же самое, что творить добро

Тема книги - массовые убийства представителей народа тутси в африканском государстве Руанда в 1994 году. В Руанде, где большинство составляют граждане национальности хуту (примерно 80%), и раньше случались убийства на национальной почве, но в 1994 году они приобрели колоссальный масштаб. Власти страны практически полностью состоявшие из хуту в открытую применяли термин "окончательное решение" и призвали к полному уничтожению тутси. Практически сразу же в отношении этих событий стал применяться термин "геноцид".

Самый известный геноцид, известный как холокост, проходил за закрытыми воротами лагерей смерти, применялись высокие технологии - газ, сжигания в крематориях. Несмотря на то, что преследования евреев в Германии было частью публичной политики, о поголовном физическом уничтожении целого народа скромно умалчивали (но все всё знали или догадывались). В Руанде же геноцид вышел на качественно другой, более высокий уровень - призывы убивать тутси транслировались на национальном радио и телевидении, убийства совершались прямо на месте - на улицах, в домах, церквях, на стадионах, применялись мачете, легкое стрелковое оружие, гранаты. Хуту в течение трех месяцев (апрель, май, июнь), с утра позавтракав, шли на работу - убивать тутси. Трупы плыли по рекам, валялись кучами на полицейских блокпостах, женщин перед убийствами массово насиловали.

Автор книги, американский журналист Филипп Гуревич , впервые посетил Руанду в 1995 году, когда уже армия Руандийского патриотического фронта (РПФ), сформированная из руандийских эмигрантов в соседних африканских странах и состоявшая из тутси и хуту - противников геноцида, победила в гражданской войне.

Гуревич в течение нескольких лет приезжал в Руанду, ездил по стране, встречался с "выжившими", с руандийскими политиками, в том числе с Полем Кагаме - сегодняшним президентом Руанды. Автор выезжал в соседний Заир в лагеря беженцев-хуту, беседовал там с людьми причастными к геноциду. Книга собственно и является результатом этих поездок и размышлений автора о том, как в XX веке можно было убить миллион человек за три месяца, просто изрубив их на куски из-за их "плохой" национальности.

Говоря о вражде хуту и тутси и страшных событиях геноцида, автор, являясь гражданином США и представителем "цивилизованного мира", постоянно задается вопросом о роли в этом ужасе развитых демократий, международного сообщества в лице ООН и благотворительных организаций. Гуревич приходит к печальным выводам.

Европейские колонизаторы, придя в Руанду и застав там вражду между господами тутси и людьми низкого происхождения хуту, воспользовались ситуацией и еще более стали поощрять межнациональные распри. Когда в постколониальной независимой Руанде власть захватили хуту, страну стали накачивать оружием. Руандийский режим считался прозападным и в условиях холодной войны "развитые демократии" его активно поддерживали, несмотря на многочисленные убийства, гонения, нарушения прав в отношении меньшинства - тутси.

В дни самых жесточайших убийств международное сообщество делало вид, что ничего серьезного не происходит, пятитысячный контингент "голубых касок" ООН, находившийся в стране, бездействовал.

руандийцам оставалось только гадать, умеют ли вообще войска ООН стрелять, потому что они никогда не использовали свое превосходное вооружение, чтобы остановить истребление мирных жителей.

После того, как отряды РПФ стали побеждать руандийскую правительственную армию Франция ввела в страну воинский контингент, который создал так называемую "бирюзовую зону", куда стекались бегущие от РПФ участники геноцида. В соседнем Заире для беженцев создали лагеря, которые щедро финансировались международными благотворительными организациями. При этом международное сообщество не хотело замечать, что власть в лагерях захватили те, кто были активными участниками геноцида, туда продолжало поступать большое количество оружия. Боевики хуту стали терроризировать заирских тутси и совершать рейды через границу в Руанду, фактически продолжая геноцид под прикрытием международного сообщества.

Гуревич делает неутешительный вывод

Данная после холокоста клятва запада, что с геноцидом впредь никогда не станут мириться, оказалась пустышкой, и, несмотря на все прекрасные чувства, вдохновленные памятью Аушвица, проблема остается в том, что осуждать зло - это далеко не то же самое, что творить добро.

Один из членов новых властей Руанды в интервью говорит Гуревичу

это международное сообщество смотрит на нас так, будто мы — иная ветвь человеческой эволюции.

В общем он прав и, по-моему, данный взгляд на Африку превалирует до сих пор - дикари убивают дикарей и это их дикарский образ жизни.

В конце книги автор рассуждает над проблемой правосудия и наказания виновных в страшном геноциде. Миллионы людей оказались замешаны в убийствах миллиона своих сограждан, своих соседей. После возвращения в Руанду беженцев хуту в 1997 году сложилась ситуация, когда убийцы снова стали жить рядом с "выжившими", которые стали встречать на улице виновных в смерти своих детей, родственников. Что делать властям - забыть как рекомендует международное сообщество? Поль Кагаме с горечью говорит

Некоторые люди полагают, что геноцид не должен был на нас повлиять. Они думают, что мы подобны животным, что, когда теряешь родственников, тебя можно утешить, дать хлеба и чаю — и ты об этом забудешь.

Но и наказать всех виновных тоже невозможно

— Это был настоящий геноцид, и единственный правильный ответ на него — настоящее правосудие. Но в Руанде существует смертный приговор, и… ну, это означало бы еще большее число убийств.
Иными словами, настоящий геноцид и настоящее правосудие несовместимы.

Необходимо наказать хотя бы организаторов, но и тут вмешалось международное сообщество - главные убийцы бежали в западные страны, прихватив многое из награбленного, и теперь живут там безбедно, прикрываясь многочисленными адвокатами и вообще отрицая, что геноцид имел место быть.

В целом хорошая книга с мрачным, но правдивым взглядом на международное право, международные благотворительные организации и миротворческие миссии.

Флешмоб "Нон-фикшн 2023"
Игра "KillWish" тур 12 №10