Больше рецензий

11 июня 2014 г. 12:32

847

4.5

Чем меня привлекает культура гейш? Тем, что она неспешна, тем, что она гармонична и учит преодолевать сложности. Это не была первая книга, которую я о них прочла, до этого были и «мемуары» Голдена и творчество Минеко Ивасаки. Каждая из прочитанных книг, внесла толику знаний и сделала образ гейши более чётким и понятным. И данная книга в полной мере раскрывает особенности и уклад жизни. Так что если вы хотите узнать кто такие гейши, но не хотите слышать тяжёлую жизненную историю, как например у Минеко Ивасаки в «Настоящих мемуарах гейши», то Лиза Дэлби в этом как раз поможет. Это не художественное произведение, все персонажи в этой работе являются настоящими, живыми людьми, а не выдумкой. Так что нет смысла ожидать от этой книги необычных поворотов событий.

Я со скепсисом отношусь к тем людям, кто пусть и в рамках научных целей пытается кому-то подражать. Это чем-то похоже на реалити-шоу, а вот такого я не люблю. К тому же, пусть и американский антрополог, но всё равно ожидаешь лёгкого подвоха. И он, пусть и небольшой, но находится. Единственное, что я не увидела, так это проявление искреннего и неподдельного уважения к исследуемому материалу. Эта книга по стилистике больше напоминает вымученную и выстраданную работу, которую неоднократно проверстали. Да, это очень качественный и хорошо изложенный материал, но напряжение чувствуется, словно автор совершала подвиг, ценой своей жизни. Но, даже будучи учёным, всё равно в такой атмосфере нужно жить не год и не два, а большую часть жизни. А так, кажется, что после отъезда автора в Америку гейши вымрут и о них уже никто не вспомнит, такой уж настрой у автора. Хотелось и позитивных моментов, а не только, что всё печально, трагично и давайте сохранять ускользающее. В этом плане, ей стоит поучиться у её коллеги-антрополога Джинн Сэссон, которая тоже исследует культуру методом непосредственного проживания и наблюдения, вот у неё стиль изложения лёгкий и доступный. Тогда как у Дэлби есть моменты, от которых откровенно начинаешь скучать. Но это не умаляет достоинства книги и объём проделанной работы.

В основном, как сообщает сама автор, она писала свою научную работу и эту книгу, основываясь на анкетировании и на беседах, частично получила опыт и от личного участия в процессе. Поэтому о чём эта книга? Это книга о гейшах, их профессии, их личной жизни, о трудностях и радостях труда, о том, как со временем менялись традиции и уклад. И это интересно, и если Минеко Ивасаки несёт практическую сторону работы, наглядно показывая какой был преодолён путь от простой служанки до известнейшей гейши, то здесь Лиза показывает теоретические аспекты происходящего. Таким образом, если сложить эти две книги, образ станет полным и, в общем-то, ничего другого уже читать и не понадобится. К слову, нашла у Дэлби один из ответов на свои вопросы, почему Голден совершил искажение фактов. Ну во – первых, девочек никто не заставлял становиться проститутками в домах гейш, потому что гейша сама решала, хочет она вести половую жизнь или не хочет и вовсе не с тем, кого ей приведут. Никто не отрицает, что у гейш могли быть покровители и любовники, но это чёткое разграничение между работой и домом, дома она могла делать то, что хочет. Считается просто, что с вступлением гейши в половую жизнь, она начинает вести себя более раскованно и меньше стесняется перед публикой на засики. Но опять же, есть и пожилые гейши, у которых не было интимного опыта и они сами побороли свою робость. Гейши это не куртизанки, они не смешивают работу и увлечение кем-то, статистика показывает, что у многих из них нет покровителя. А покровитель выбирается самой девушкой, в 98% случаев по любви и с целью последующего создания семьи. Романтика – да, но разврата и аморальности в этом нет. Во-вторых, это не правда, что старшие сёстры являются тиранами и заставляют выполнять за себя грязную работу. Это скорее напоминает отношение подруг и хороших знакомых, они контролируют, одёргивают, иногда ругают. Но не в коем разе, не будут стремиться к тому, чтобы подавить. Если ты работаешь вместе, то это тебе же выгодно, чтобы всё прошло хорошо и гладко. В-третьих – да действительно девочек в послевоенные годы продавали в дома гейш, потому что в обедневших семьях не было иного выхода. Но ошибочно думать, что их учили ублажать мужчин и доставлять им удовольствие, что девочек в 13 лет насиловали или над ними издевались. Да, отношения в домах гейш того периода были не сладкими, девушке приходилось очень много работать, чтобы получить независимость. Но, своё положение зависело только от неё самой и её желания работать, разумеется, никто тебя держать и тратить на тебя деньги не будет, если ты не хочешь прикладывать усилия. Тут ещё важную роль играет отношение общества, потому что такие девочки очень сильно были связаны с семьёй и их обетами, нарушение обета – позор для семьи. Сейчас же никто так не поступает, девушка сама решает, хочет она быть гейшей или нет. Так же как нет и ограничения по возрасту. Есть гейши 22 лет, и есть 58.

Так что эта книга очень хороша в плане развенчивания мифов и легенд, связанных с гейшами, жалко то, что большинство это всё равно не воспринимает и так и продолжает мешать проституцию с настоящим искусством.

Прочитано в рамках игры "Дайте две" из вишлиста mamamalutki и карточка Reading Bingo "Free space" (бонуска вышла прекрасная)

Комментарии


Аня, хорошо написала . Спасибо! Интересный экскурс с развенчанием мифов.


Ага, это точно


не первая твоя книга про гейш и не первая, но не менее интересная рецензия на эту тему. Анют, спасибо. Интересно!


Да не за что, тема интересная


Мне тоже рецензия понравилась, как и книга)
Спасибо, Аня!


Не за что


Ань, а ты как думаешь, действительно ли автор побывала неяпонской гейшей, или это всё-таки удачный маркетинговый ход?


Если бы это был маркетинговый ход, автор бы постаралась придать красочности, а тут видно, что это просто исследовательская работа, которая заинтересовала


Тогда очень интересно. Спасибо.


Да не за что, я в начале тоже думала, что пиар ход или что-то такое, а вышло действительно исследование


Да, тема интересная, спасибо за рецензию.


Тема интересная и красочная


Аня, спасибо за увлекательную рецензию:) Меня эта тема интересует, так что книгу добавила в хотелки.


Думаю найдёшь для себя полезное


Ох, Аня! Интересно!))


Ага, ты меня тогда кстати спрашивала, вот в этой книге как раз и есть ответы на те вопросы, касаемо отношений у гейш с мужчинами


Одна из моих любимых тем.Пошла скачивать книжку.
Один момент интересует. Ты пишешь

К слову, нашла у Дэлби один из ответов на свои вопросы, почему Голден совершил искажение фактов. Ну во – первых, девочек никто не заставлял становиться проститутками в домах гейш, потому что...

- У Голдена же четкое разделяются проститутки и гейши, стиль жизни и т.п. Или где-то был момент, где в тексте говорится, что в домах гейш принуждали кого-то принимать мужчин? Помню только сестру Саюри в притоне,но там была несколько другая ситуация...
Я не занудничаю, мне интересно)


Ну вот как раз с этим притоном и связана история, потому что за всем этим, на момент когда происходило действие строго следили, это в наши дни, или во времена написания данной книги, уже гейша могла свободное время посвящать кому угодно и чему угодно, а в послевоенный период у гейши не было никаких прав она фактически являлась собственностью "мам" и могла получить "свободу" только уплатив долги. Поэтому уже само пребывание в подобном заведении было нонсенсом и уж просто так ей бы это не вышло.
Где чётко? Если он пишет про "богато украшенную причёску гейш", когда она была скромной и гейшам вообще согласно постановлению правительства запрещено было как либо подчёркивать свою красоту. И это чётко видно в фильме впоследствии, ведь он мог сказать "это не приемлемо" он знал факты, но ничего не сказал. Да и поведение сестры Саюри говорило о том что она отдавалась клиентам, а в те времена по пакту это наказывалось тем, что отбиралась лицензия на работу. Да и момент с мизгуэ у самой Саюри, это действо длилось от 3х до 5ти дней, а не за один присест, как у Голдена, что пришёл человек, договорился с "мамой" и она дала добро.
Да и попытка навредить Саюри, в мемуарах Минеко Ивасаки, это были просто капризы, просто грубость в словах, но не на делах.


Как это я умудрилась рецензию в ленте просмотреть, интересно?(
Уношу в хотелки, спасибо за наводку. Как раз хотелось чего-то более научного на эту тему почитать после Голдена и Ивасаки)


Бывает, особенно когда много друзей) За всеми не уследить) У Ивасаки это больше практическая сторона жизни, как она жила и прочее, а тут как раз изменение уклада со временем, исчезновение некоторых особенностей. В общем стоящая вещь