Больше рецензий

30 октября 2023 г. 08:08

450

5 Спили сук, на котором сидишь

Психологическая нагрузка и мистика - два верных спутника творчества этой писательницы, поэтому я думаю, что Дафна дю Морье имеет много поклонников разных мастей, учитывая ещё и интересные закрученные сюжеты её романов и новелл. В данной повести больше психологии, чем мистики, но с неизменным нагнетанием тайны и вторжением потусторонних сил. Хотя, как рассудить... То, что ощущал главный герой, у которого недавно умерла нелюбимая им жена, можно интерпретировать больше как психосоматику, нежели мистификацию, я думаю. Однако, некоторые моменты всё ж остались для меня загадкой, как, собственно, и финал этой зловещей истории.

Ну что тут сказать... Всю жизнь прожить с нелюбимой женщиной, которая раздражает буквально всем - от зевков по вечерам до самой сути её тяжёлой для него натуры? Зачем и почему - на эти два вопроса каждый отвечает сам всегда. Удобно ехать по рельсам накатанной уже жизни, в которой не хочется ничего менять? Но у вас даже нет детей, чтобы сдерживали развод и вызывали угрызения совести у некоторых ответственных мужчин. А всего скорее, просто удобно. Ну бродит она там по дому в своей согбенной позе и бурчит себе под нос, как неотъемлемая часть его быта, и пусть бродит. Уехал, развеялся, забылся, а может и изменял, кто его знает, но не любил, видимо, никого по-настоящему. Поэтому и не менял ничего? Обыватель, обыкновенный обыватель, которому тепло, удобно, ну иногда грустно по вечерам дома...

Яблоня, которая напоминала ему жену и стала зловещим призраком после её смерти - в ней я вижу символ не только этой неприятной и для меня женщины, но и его моральную трясину, в которой он прожил всю свою семейную жизнь. Она стала частью его и в конечном итоге унесла с собой. Свободолюбивый и лёгкий по натуре мужчина, всю жизнь мирился с внутренним дискомфортом по отношению к жене. Только у меня естественный вопрос к нему - а как ты прикасался к ней, коли она даже в молодые годы, судя по воспоминаниям, вызывала у тебя пренебрежение и насмешку? Жениться можно на ком угодно по молодости, когда ничего не понятно ни в этой жизни, ни в собственной голове, но стоит ли проживать свою жизнь с нелюбимым человеком, постепенно "прогнивая" изнутри, делая выбор в пользу удобства обывателя? Что ж, каждому своё...

Вечер, суббота, за окном темно, а в комнате прохладно - совсем как в доме главного героя этой сумрачной истории. Уродливая яблоня, которую даже мне уже хочется спилить, несмотря на мою любовь к деревьям, неприятная женщина, которая раздражает меня не меньше, чем своего мужа. Я слышу её зевки во время вязания, вижу её тощий горбатый силуэт и думаю - когда ж ты уже исчезнешь, странное создание природы... Снег заметает последнюю сцену в новелле, как и наш двор за окном. В книге уже зима, а у нас лишь октябрь на исходе - откуда же столько снега? Опять Дафна колдует? Повесть угнетает, но я дочитываю её, потом закрываю книгу и покидаю одинокую комнату - нужно срочно отвлечься...


А теперь небольшая интрига для тех, кто не читал повесть, но дочитал мой отзыв, ибо я буду не я, если не наведу тумана. Обратите внимание на иллюстрацию к повести. Видите справа от старой яблони молодую в образе молодой девушки? Что бы это значило, как думаете? Читайте и узнаете...

o-r.jpg


Комментарии


я что-то не обратил внимание на скрытые лица.. Но тут, думаю, все ясно - кесарю, как говорится кесарево, а  слесарю -слесарево) Старое-старому, а молодое -молодому)


я что-то не обратил внимание на скрытые лица..

Да ладно! Их видно невооружённым глазом, слишком уж явно нарисовали. Кстати, в этой книге именно такая иллюстрация.

Старое-старому, а молодое -молодому)

Да, здесь просто противопоставление к его воспоминаниям. А что касается его, то вовремя нужно было что-то делать со своей жизнью, пока молод был, чтобы вот так в конце не относиться к жене и не пилить деревья, которые ему ничего не сделали..


Да ладно! Их видно невооружённым глазом,

Зрение уже не то)) Сегодня увидел и вспомнил, что разглядел, когда первый раз читал)


На старой яблоне не сразу видно лицо, а вот на молодой - я вообще сначала подумала, что девушка стоит молодая, а не дерево..


Да, здесь просто противопоставление к его воспоминаниям.

А может, наоборот. Многие же знаменитости (и не только) бросают старых жен и ищут молодых. И сами пытаются строить из себя черт те знает чё.. Только вот стройматериалы уже не те)


Вряд ли бы он стал уходить от своей жены хоть к молодой даже, чего, собственно, он и не сделал. Он же обыватель - а вдруг это нарушит его сытую и устоявшуюся жизнь. Ну поморщится на жену немного и в бар посидеть...

Только вот стройматериалы уже не те)

А вот этот вопрос меня тоже всегда занимает! Но они хоть знаменитости богатые - им наколят чего-нибудь. А вот я всё чаще в реальной жизни это слышу - ему за 60, а он жён, да любовниц меняет, где силы берёт?


не любил, видимо, никого по-настоящему.

Мне кажется, что он просто не способен любить. Но тогда и с другой женой было бы то же самое. Так что нет смысла менять шило на мыло.

Ты знаешь, Татьяна, из двух супругов мне особенно не понравился муж. А о жене сложновато судить, так как мы видим её лишь сквозь призму восприятия героя, которое может быть и искажённым. Вот герой этот постоянно раздражается и мысленно катит бочку на жену. Но сам-то он ничем не лучше. Причём часть его обвинений выглядят беспочвенными. Например, странное недовольство генеральной уборкой, проводимой в доме всего лишь один раз в год. Причём ему-то ничего делать не приходится. Он не хочет жить в чистоте что ли? Кроме того, он – равнодушный, холодный, безразличный человек, которому плевать на чувства других людей. Прислуга и садовник обижаются на него и даже хотят уходить. А о гибели понравившейся ему девушки он случайно узнаёт лишь через 4 года после трагедии, о которой знали все местные жители, кроме него. Ну, а после скоропостижной смерти жены герой радуется своему освобождению и не переживает никакого горя или хотя бы естественной скорби, связанной с утратой. И, кстати, похоже, что в жене раздражало его как раз то, что было и в нём самом: постоянное недовольство всем. Короче, два сапога – пара. Возможно, именно поэтому и не жить им друг без друга. И ведь винить-то некого, кроме себя. Но мне их обоих жаль. Кстати, чеховские нотки я почувствовала в этом рассказе.


Мне кажется, что он просто не способен любить. Но тогда и с другой женой было бы то же самое. Так что нет смысла менять шило на мыло.

Согласна с тобой, себя любил только и свою удобную жизнь обывателя..

Например, странное недовольство генеральной уборкой, проводимой в доме всего лишь один раз в год. Причём ему-то ничего делать не приходится. Он не хочет жить в чистоте что ли?

Ну, да с прислугой-то что напрягаться, не современный мир. Мне кажется, что его бесило её занудство, вот эта педантичная зацикленность на чистоте и на тех вещах, которым он не особо придавал значения. Не хватало в ней легкости что ли по отношению к жизни. Кстати, мужчины частенько недолюбливают это в женщинах, особенно зацикленность на чистоте.

Прислуга и садовник обижаются на него и даже хотят уходить.

Вот тут не понимаю их немного. Не напрягал он их ничем, а им этого не хватало - от добра добра не ищут. Я бы радовалась на их месте, что у меня такой часто и подолгу отсутствующий хозяин - расслабуха в работе и свобода..

Ну, а после скоропостижной смерти жены герой радуется своему освобождению и не переживает никакого горя или хотя бы естественной скорби, связанной с утратой.

Она его всю жизнь подбешивала, мягко сказать, вот он и не расстроился. Он же сам себе признался, что после её смерти наоборот расслабился. Такое бывает в некоторых браках, поэтому я и говорю - зачем всю жизнь жить с нелюбимой женщиной и тихо презирать её. Разводитесь, детей даже нет. Но ты права - ленив душой и никого не полюбил бы, зачем шило на мыло менять..

Кстати, чеховские нотки я почувствовала в этом рассказе.

Да, определённо..

Людмила, ну у тебя и память.. Читала не вчера, но всё помнишь, круто!)


Мне кажется, что его бесило её занудство, вот эта педантичная зацикленность на чистоте

Ты знаешь, вполне возможно, что занудой был именно он. И если бы жена, наоборот, не следила за чистотой, то его бы именно это и раздражало. Было бы желание поворчать, а повод всегда можно найти.

Я бы радовалась на их месте

Ну, они же не бездушные роботы и не только ради денег работали. Садовник же очень любил сад и вкладывал в него душу. Им важна была эмоциональная составляющая отношений с хозяином и какая-то обратная связь. А он этого не давал, даже будучи дома, не в отъезде.

Она его всю жизнь подбешивала, мягко сказать, вот он и не расстроился.

Развод – это одно, а смерть – совсем другое. Даже постороннего человека жаль, а тут жена всё-таки. Надо быть очень чёрствым и бессердечным человеком, чтобы даже не расстроиться.


Ты знаешь, вполне возможно, что занудой был именно он.

Я гляжу, он тебе серьёзно несимпатичен. Надо признаться, а мне передались его чувства по отношению к жене, и она мне была она особенно неприятна. А про него согласна, что он эгоистичен и зациклен на себе..

Им важна была эмоциональная составляющая отношений с хозяином и какая-то обратная связь.

Да, как не крути, обратная связь всегда нужна большинству, если не нужна свобода, зависит от человека.
Я, например, замечала в своей работе, что самый главный судья для меня всегда я сама. И если я не довольна результатом, то похвала клиента меня не утешает, и наоборот - бывает, что я в восторге, а клиент не понимает, то меня это тоже не расстраивает, потому что я то знаю, что хорошо. А вот когда совпадает - то тут да, настоящее удовлетворение наступает! Ну, это я немного углубилась в тему, я поняла о чём ты)

Надо быть очень чёрствым и бессердечным человеком, чтобы даже не расстроиться.

Там вообще эта сцена как-то странно описана, безэмоционально, будто ничего и не произошло, да...


мне передались его чувства по отношению к жене

Надеюсь, что при чтении "Кроткой" ты почувствуешь подвох и не будешь смотреть на ситуацию глазами героя-повествователя.)


Посмотрим) Но ты меня уже предупредила... хм..

Мне кажется, что такое предупреждение поможет тебе внимательнее отнестись к исповеди героя.


Вот кстати, в чём прелесть литературы. Каждый видит своё, и кто прав - поди пойми!)

Да, всё в глазах смотрящего. И наше восприятие прочитанного всегда несёт в себе отпечаток нашей личности. )