Больше рецензий

8 ноября 2023 г. 21:06

72

5 Чем меньше ожидания, тем больше впечатлений.

Чем меньше ожидания, тем больше впечатлений. Именно такая история с книжками у меня часто повторяется. Но, на секундочку, уж больно длинная рецензия вышла, поэтому краткое резюме, о чем книга:

На Урале зачастую проживали разные этнографические группы людей, конкретно в этом романе староверы-кержаки, черниговские хохлы, туляки-великороссы. При крепостном праве они не могли тесно контактировать, но тут Право отменяется и все три народа, три конца, как три лавины сливаются в одно общее. И дальше на этом закручивается весь сюжет.


Прочитав почти всего Мамина-Сибиряка и только поэтому перейдя к его самому непопулярному роману (всего 22 (!) прочитавших на лайвлибе), о котором ранее я вообще ничего не слышал, и с первых строк не впечатлялся, медленно вкатывался, но чем дальше, тем сильнее погружался в сюжет и уже к середине книги не мог оторваться. И что самое удивительное, это состояние продержалось ровнехонько до конца, до 450-ой страницы. Давеча всё наоборот было с “Хлебом” Мамина-Сибиряка, который увлек сразу, но к концовке я выдохся и дочитывал без энтузиазма. Остальные романы вовсе читал стандартно, с интересом, но без эмоций. Ну от личного, к общему. Кратко хочу написать, кому и зачем обязательно стоит читать “Три конца”:


1. Любителям атмосферы Урала. В большинстве произведений Мамина Урал занимает первое место, но отличительной характеристикой этого романа является минимум отступления к заводскому делу, экономики и описанию механизмов (второй любви автора), которая немного усложняла чтение. Здесь этого совсем нет, целиком один Урал с его людьми.


2. Время действия - крепостное право. (Изначально назвать роман планировалось "На воле", но позже автор решил, что основная идея именно в "трех концах") Мамин так же копает в глубину, разрушая стереотипы. Оказывается, без крепостного-то права простому человеку может стать ещё хуже, чем при нем. «По душе надо сделать… Мы наказывали, мы и жалели при случае» - вспоминает бывший управляющей, горько наблюдая результаты отмены крепостничества. Появились такие понятия, как монополия, земельный банк, рассрочка, сплошная бюрократия – и всё это как античеловеческая система, в противовес которой крепостное право, где почти всё зависело только от человеческих качеств помещика. Герои романа задаются вечными вопросами, что лучше -  помещичье самодурство, или новая администрация капиталистического склада?


3. Колоритность и глубина персонажей, хотя с первых строк и было впечатление, что их слишком много, но они все разные, и довольно быстро запоминаются. Тем паче все сюжетные линии пересекаются и сплетаются вокруг одного места жительства. У Мамина не просто персонажи, а ходячие жизненные истории, многие из которых вполне раскрытые, разобранные на все их мысли и дела. У всякого свой слог, свои прибаутки, свои прозвища, крылатые выражения. Этим берет Мамин. Сложно выделить кого-то одного, в основном персонажи идут без отрыва от своей семьи, так туляки Горбатые, украинцы Ковали или кержаки Груздевы. Особняком запоминается “смиренный инок Кирилл”.


4. Взаимодействие трех этнических групп населения (хохлы, туляки, кержаки-староверы). Судя по тому, что автор вынес эту тему в название книги, он считал её основной. Очень интересно, подробно и живо описаны все три “народа” – вроде бы разных, но на деле очень похожих. Туляков и хохлов пригнали на завод в качестве рабочей силы (звучит как рабство, но на деле мы видим, что всё куда свободнее). Всех их вместе соединяет и разделяет быт и труд, родительские горести и стариковское счастье, окружающая красота Урала, к которой Мамин обращается ровно не много и не мало, но постоянно напоминая, кто здесь главный.

5. Сюжет основан на детских воспоминаниях самого автора, который вырос в подобном же населенном пункте, т.н. "заводе", где сошлись разные этнографические группы. Многое Мамин конечно подзабыл из своего уральского детства, поэтому расспрашивал отца, и местных жителей, собирал факты, чтобы максимально достоверно отразить всю картину быта, отношений и чаяний людей разных религиозных и этнических групп Урала. Готовясь к главному роману жизни, он активно изучает фольклор - пословицы, поговорки, песни, шутки-прибаутки.


Сам Мамин-Сибиряк, и критики, очень ценили этот роман и отдавали ему лавру первенства. Не знаю, какое объяснение тому, что роман попросту исчез из литературы. Новых изданий вообще не выпускается.