Больше рецензий

13 ноября 2023 г. 17:31

1K

4.5 В этой книге нет динамики, но она ловит на крючок так, что не оторваться

Жулики и негодяи есть повсюду, просто они оправдывают себя на разных языках

Шестнадцатилетняя Грейс Маркс осуждена по делу об убийстве. Совершено преступление , обстоятельства которого, не известны до сих пор, спустя почти два века : убитыми обнаружены хозяин дома, где работала Грейс, мистер Киннир и беременная экономка Нэнси Монтгомори, предположительно его любовница. После случившегося, вместе с сообщником служанка собиралась сбежать в Штаты, но оба были пойманы в дороге. В силу своего юного возраста и благодаря стараниям адвоката, девушку приговорили к пожизненному заключению вместо публичной казни. У суда и обывателей было достаточно времени, чтобы разобраться что же произошло на самом деле? Что именно послужило причиной трагедии? А может быть Грейс просто сумасшедшая? Палач она или жертва?

Внимание! Спойлер, который не спойлер, а дружеское предупреждение!
Ответа на вопрос "виновата ли" не будет. Этого ответа нет у истории, и Маргарет Этвуд, взяв на себя смелость написать роман на основе реальных событий, тем не менее предпочитает не выдумывать отгадку.

У меня обычно прединфарктное состояние от открытых финалов, если автор оставил читателя с носом нежданно-негаданно. В данном же случае я заранее знала, что от экспозиции и до развязки  никаких сюрпризов не ожидается. Чего ради тогда обрекать себя на 500+ страниц? Мне было интересно само развитие сюжета,попытки докопаться до истины, при весьма скромном наборе методов экспертизы. Так же тут довольно любопытные персонажи. И как выяснилось - очень уж приятно пишет Этвуд.

Так вот, возращаясь к персонажам, будьте готовы к тому, что почти каждый из героев-чëртова матрëшка, здесь нет ни одного характера который был бы предельно прост как дважды два, Грейс только одна из многих, над чьей истинной сущностью придется поломать голову. Среди них всех меня больше всего заинтересовал доктор Саймон Джордан. Он общался с Грейс, чтобы доказать или опровергнуть наличие психиатрических проблем, расстройства личности и вероятных провалов в памяти. В его задачи не входило обвинение с юридической точки зрения, но случай был полезен для развития его медицинской практики.

"В нашей семье никто раньше не интересовался полоумными" - говорит мать доктора Джордана. Она предлагает сыну вложить силы и средства в швейное производство, подумать о душевном спокойствии и доходе, осесть уже на месте и заниматься благопристойными делами, женой и детьми, например, а не сумасшедшими. Но доктор тоже в каком-то смысле помешан, помешан на своей профессии и долгие месяцы проводит вместе с "самой знаменитой канадской убивицей". Хватит ли ему компетентности и интуиции, чтобы разобраться водит ли она его за нос? Никогда бы я не подумала, что мне будет так интересно читать беседу двоих человек.

Я не стану сейчас копаться, как мозгоправ, в детстве девушки, выискивая корни зла в семье. Но поделюсь таким наблюдением . Постоянно сталкиваюсь с бубнежом и недовольством в отзывах, если не дай бог в книге иностаннного автора упомянуты русские да ещë они оказываются не самыми умными/красивыми/смелыми и тд и тп. Меня такие обиджульки веселят. Но что же тогда чувствуют несчастные ирландцы? Даже я не могу припомнить книги, в который ирландцы не были бы бедными многодетными эмигрантами во главе с папашей-пропоицей.

Отец главной героини тоже из этой самой братии обозлëнных голодранцев, поэтому не удивительно, что её мнение о мужчинах было не самое комплиментарное. Забавную фразу говорит на этот счëт единственная подруга Грейс: "настоящее Евино проклятье - терпеть бестолкового Адама, который чуть что, всë сваливает на Еву".

Возможно впечатления слишком свежие, но сейчас мне кажется, что это лучшая книга из тех, в которых вообще-то почти ничего не происходит. Если бы существовала премия за самую антидинамичную, но при этом захватывающую книгу, Этвуд завоевала бы эту награду. Мне очень понравился роман, однако, полбалла я сняла именно за то, что писательница нещадно запорола линию доктора Джордана. К сожалению, нередко наблюдаю, что писатели такие старательные в начале, завершают романы похабно, всë сломав, скомкав, буквально обескураживают читетеля глупостью. Вот и Этвуд просто выдернула персонажей из сюжета, как сорную траву. Но как бы обидно это ни было, в целом книга определëнно хороша.