Больше рецензий
13 ноября 2023 г. 23:15
273
4
Рецензия Отчасти автобиографичный роман Лоуренса, в котором описывается жизнь молодого человека Пола Морела, родившегося в семье углекопа в небольшом городке Бествуд.
Основная же мысль книги скрывается в ее названии, хотя, на первый взгляд, возможно не так очевидно, о каких или чьих «любовниках» идет речь.
В первой части романа читатель знакомится с семьей Морел, где основной фигурой выступает жена и мать – Гертруда Морел.
Женщина с характером, будучи разочарованная в собственном браке с неотесанным шахтером, постепенно отдаляется от мужа и черпает любовь только в собственных детях.
Дети, взрослея в обстановке несчастья, вдыхая отравленный воздух, начинают все больше презирать отца и испытывают болезненную привязанность к матери.
Вторая часть романа полностью посвящена главному герою – Полу Морел, для которого основой жизни, главной точкой опоры и стержнем является его мать.
Чувства к собственной матери молодой человек воспринимает как самую глубокую любовь, а союз и душевную близость с мамой – как самые прочные узы.
Испытывая вполне понятную потребность в любви и ласке со стороны противоположного пола, полностью зависимый от одобрения матерью, молодой человек терзается чувством вины, расценивая любую связь с женщиной как предательство.
Прочитав второй роман Д.Г. Лоуренса, отметила какие же интересные, смелые и отчасти провокационные темы автор поднимает в своих произведениях.
Как и в «Любовник леди Чаттерли», в «Сыновья и любовники» вновь поднимается тема мезальянса. Гертруда Морел, имея пытливый и восприимчивый ум, но при этом не имея сословного статуса выше, чем у мужа, считала свой брак с простым шахтером явно неудачным и неравным.
Осознав это вскоре после замужества, однако, при этом испытывая страсть к мужу, женщина рожает детей, которые становятся ее союзниками.
—————————————————————————
«Она теперь не страдала в одиночестве, вместе с ней страдали и дети».
—————————————————————————
Далее сложно не отметить тему, которая наверняка затрагивается во многих классических произведениях, – это отсутствие в жизни женщины супружеской любви и иногда, как следствие, наличие избыточной материнской.
И здесь снова выступает фигура Гертруды Морел.
Подвергая своих детей такому большому испытанию как собственная любовь, Гертруда отчаянно страдает, когда в жизни ее сыновей, сначала старшего Уильяма, затем главного героя Пола, появляются женщины.
Мать бунтует и противится, но делает это незаметно и тихо, умело играя на преданности сыновей.
Такая странная привязанность сыновей к матери и обратно, вкупе с ненавистью к отцу, безусловно наводит на мысль об эдиповом комплексе.
Испытывая одновременно отвращение и влечение, сыновья Гертруды Морел, в частности главный герой романа Пол, так никогда и не повзрослев, навсегда остается заложником-возлюбленным собственной матери.