Больше рецензий

14 ноября 2023 г. 17:28

451

5 Lux aeterna luceat eis, Domine

СОЯ: 10,0

Удивительно, что кто-то находит книгу хуже, чем одноименный фильм Аронофски, упуская, как минимум тот факт, что Аронофски и Селби вместе писали сценарий фильма. Но обо всем по порядку.

Удивительная живость языка и его образность с первых строк погружают читателя в атмосферу безумного Нью-Йорка 1970-х, где и сам город становится полноправным персонажем этой трагичной истории. Истории, в которой автор рассказывает на не только о похоронах персональной мечты, но и поет реквием по знаменитой American Dream.

Невозможно не сравнивать текст с фильмом, поэтому хочется отметить, что последний почти дословно цитирует книгу, за исключением пары сцен. И, несмотря на то, что в фильме действие перенесено в 1990-е, Нью-Йорк предстает таким же печальным умирающим гигантом, как он изображен и в книге - издыхающим под натиском сотен тысяч обреченных, каждый из которых мечтает и надеется, что именно ему удастся вырваться из этого дантовского Ада.

Авторская пунктуация и стилистика Селби настолько естественно бежит для глаз читающего, что время, проведенное с книгой, мелькает, как в кадрах гиперлапса, совершенно незаметно. Останавливаться, чтобы вздохнуть, вернее набрать больше воздуха в легкие, стоит, чтобы не погрузиться в беспросветную тяжесть происходящего. В какой-то момент ты ловишь себя на мыслях - что страшнее читать новости или же роман. Ощущением безнадежности и скатывания в глубокое одиночество каждого из героев, пропитана каждая страница этого романа, из-за чего местами становится по-настоящему страшно.

Для меня безусловными преимуществами текста стали исключительно живые персонажи, с яркими диалогами и собственными голосами, которые не смешались в одну неотличимую кашу, исключительно выписанный внутренний мир героев, теряющих последнюю надежду, за которую каждый из них цепляется, и безусловная безнадежность мира, где итогом становятся физическая или духовная смерть.

В романе особенно сильно чувствуется замкнутость на личных переживаниях и собственном мирке каждого из персонажей, что сказывается в финале истории, где каждый из них остается со своим собственным страданием, пройдя через пустыню жизни. Возможна ли жизнь после такой смерти? Это отдельный вопрос. Для меня Селби отвечает на этот вопрос в совершенно кафкианском духе - нет.

И, обязательно, слушать The Kronos Quartet во время чтения, для максимального погружения. Главное потом суметь выбраться. Меня текст не отпускал несколько дней.


Здесь ещё интереснее