Больше рецензий

15 ноября 2023 г. 09:58

653

5 Кризис и вечное

Можно по-разному относиться к Мураками, можно доверять или не доверять ему своё время, но мне точно ясно, что с ним 1) не соскучишься 2) он легко читается 3) в процессе чтения забываешь все, что знал до этого, а после чтения снова все забываешь, но хочешь ещё.

Из книги мы так до конца не узнаем что такое шаффлинг, кто такие жаббервоги и что же надо знать о единорогах, потому что это совсем не важно, а главное, что герою 35 и он, кажется, достиг кризиса среднего возраста или просто кризиса личности.

При знакомстве с героем на нас сразу вываливают, что он может управлять в отдельности своими половинками мозга, несколько страниц классификаций толстушек и как с ними спать, а как нет, через пару глав в этом же роде мы уже будем читать о том, что люди слишком легкомысленно относятся к выбору диванов. «Уж я-то знаю как выбрать хороший!» — как бы говорит нам герой. Весь текст нас сопровождает привычный для Мураками неймдроппинг: никто не читает настоящих Книг, не слушает настоящую Музыку, только лишь немногим это доступно... Пьёт он конечно же только виски «имя виски», а если пиво, то «имя пива», а не абы что! В конце книги герой меняет свой скромный «жук» для покупок, на нечто с турбонадувом, а также очень часто мы читаем про пенис героя, который «совершенен, как пирамида Хеопса»! На лицо все признаки кризиса среднего возраста. Но ради чего живет главный герой? Ради призрачной пенсии, до которой конверторы не доживают, телевизора или хорошего костюма? Он хочет жить, ему это нравится, но мало только хотеть. Какой толк от этих вещей, от соответствующего образа жизни, если его не с кем разделить? Герой когда-то стал жертвой консьюмеризма, но времени и возможности осознать это у него не было. А жить тем временем осталось совсем немного.

Если в «мире без тормозов» герой точно знает (точнее думает, что знает), что он хочет делать, есть, слушать, смотреть, читать, буквально во всем опираясь только на вещи, то в «конце света» ему приходится строить все с нуля для самого себя, совсем не опираясь на реальный материальный мир и впуская в свой мир Другого. Внешний мир действительно без тормозов и каких-либо ограничений уводит героя все дальше от себя, буквально забирая его у самого себя посредством использования его мозга в своих целях. Мир так или иначе получит свою выгоду совершенно не важно какой ценой. Потеря своей тени, которая содержит внутри себя все, что он когда-то знал [вне стен города], и осознанный отказ от неё в конце «Конца света», символизируют для героя новое начало, где он может построить себя без внешнего.

В конце удивляешься, что прикрываясь причудливой ерундой типа блуждания по подземелью в окружении жаббервогов, Мураками незаметно проводит тебя через такую сложную и многогранную историю, попутно критикуя если не капитализм, то хотя бы общество потребления.

На мой взгляд весь ключик к книге в надежде, что в обезумевшем мире для нас есть укромный уголок, где мы можем спрятать самое сокровенное, и достаточно натренировав возможность погружаться туда, сможем воссоединиться с настоящим собой, чистым от хаоса внешнего мира. В итоге это самое приятное чтение, какое только можно найти, интерпретируя по-своему, разбирая по кирпичикам, и возвращаясь вновь и вновь за добавкой.