Krysty-Krysty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2023 г. 10:03

220

3 Работа, работа, перейди на Федота

...Более 70% рабочих [муравьев] проводили в лени примерно половину всего времени, и ещё 25% особей вообще не удалось застать за какой-либо полезной деятельностью. Лишь 2,6% трудились всё время – то есть вели себя так, как в нашем понимании и положено муравьям. Отсюда.

Моя подруга работала на бредовой работе за очень хорошие деньги. Не каждый день ей давали задания, которые она выполняла за 1-2 часа. За время работы она прошла несколько курсов, получила новое образование, прочитала массу книг. Она подходила к начальнику и просила дать ей нагрузку, пару раз пыталась уволиться, но начальник ее уговаривал, и она оставалась. Мы, ее подружки, хихикали: ну что ей не нравится. Но ей не нравилось. Она чувствовала вину перед коллегами, деградацию по специальности, ей хотелось сложных задач и интересных проектов. Недавно она сменила работу.

Я понимаю, о чем пишет автор: бредовая работа существует, и многим людям аж до депрессии не нравится, что им платят за ничегонеделание (даже если сначала это звучит как бред).

Автор описывает сущность бредовой работы, доказывает ее существование, утверждает, как трудно людям осознавать, что они не улучшают или даже ухудшают мир, классифицирует бредовую работу, находит истоки и причины ее появления.

Меня действительно впечатлило то, что улучшение здравоохранения (в США) не происходит просто потому, что страна не хочет увольнять сотни тысяч людей, которые сейчас фактически выполняют никому не нужную работу.

Интересно мнение автора: "огромная часть работы, строго говоря, является не производительной работой, а работой заботы" - и сюда входят некоторые менеджеры и сотрудники колл-центров, "прокладки" между тяжелой бюрократической машиной и простым человеком с улицы.

Однако мне кажется, что Гребер преувеличивает и эта тема не стоит целой книги. Он повторяется в тезисах, и его "исследования" не основаны на объективной статистической выборке - в основном информация взята из писем читателей его эссе, то есть люди сами считают, что их работа - бредовая, но кто это измерил.

Несколько спорных для меня тезисов.

Гребер приводит схемы, показывающие, что чем полезнее человек, тем меньше он зарабатывает. Причинно-следственные связи не адекватны. Там, где больше денег, больше бредовой работы. Сначала деньги - потом бредовая работа. Яркий пример Гребера - банковская система. Именно избыток денег создает праздные вакансии, по классификации Гребера, свиту. В учреждении с ограниченными средствами быстро сообразят, за счет чего можно сократить штат и как нагрузить работу двух-трех ставок на одного сотрудника (дети босса, может, и продержатся немного).

Следует добавить, что Гребер пишет о западном обществе, в котором проблема нищеты не стоит по-настоящему остро - сытость дает возможность платить ни за что.

С другой стороны, Гребер полагает, что бредовая работа - дитя середины 20 века (извините, я не умею пересказывать пересказ Маркса), однако простое знакомство с художественной литературой говорит об обратном. Вспомнить чиновников Диккенса или даже "Союз рыжих" Конан Дойла - человека нанимают переписывать словарь, он удивлен, но доволен вознаграждением и соглашается. Уверена, бредовая работа была всегда, просто иначе воплощалась.

Кроме того, офисному работнику легче создать видимость работы, чем рабочему-строителю; безделье, пустую ставку легче скрыть менеджеру, чем врачу. С другой стороны, офисному работнику сложнее доказать, что его работа ценна, он не может предъявить количество кирпичей или пошитых штанов.

Раз уж возникли эти пустые ставки, возникли менеджеры менеджеров - их точно не навязало "тоталитарное" государство. Это, как любят анархисты, договор между людьми – "мы делаем вид, что работаем - вы делаете вид, что платите нам". Если руководителю удобно иметь пустышек, если люди пришли на эту работу за эти деньги - это их взрослый выбор. Все они могут найти другую работу, но далеко не все это делают.

Гребер приводит несколько примеров своих знакомых (или интервьюеров), которые оставили бредовую работу ради искусства: музыки, живописи. Кого-то удивляет, что есть люди, которые не созданы для офисной работы? Не меня. Не выдаются ли частные случаи за закономерность? Если бы случился массовый отток бредовых сотрудников, то значительно меньшая часть из них занялась бы искусством, а большая часть пересела бы на диваны к сериальчикам - жрать и спать.

В принципе, понятие бредовой работы субъективно. Многое из того, что описал Гребер, - это монотонная, скучная офисная работа, а не бред. Я уверена, что многим не нравится составлять отчеты, поверять тысячи карточек пользователей и тому подобное - но это не значит, что эту работу не нужно выполнять! Мураками в книге "К югу от границы, к западу от солнца" описал, как депрессивно было его герою работать в издательстве и бесконечно вычитывать учебники, по его мнению, это была совершенно бессмысленная работа, которая делала его несчастным. Он почувствовал блаженство, когда ушел оттуда. Бро, я уже более двадцати лет читаю научную корректуру (в основном филологов с учёными степенями), в том числе и учебники. Иногда мне кажется, что исправление нескольких опечаток не меняет мир к лучшему (причем на языке, который многие называют мёртвым), но я не считаю свою работу бредовой, она соответствует моему темпераменту и моим способностям. Я профессионал и горжусь этим.

В итоге Гребер пишет, что сам не знает, что делать с этой информацией: "главная идея этой книги – не предложить конкретные меры, а побудить нас размышлять и спорить о том, каким может быть по-настоящему свободное общество"; "это не книга о каком-то конкретном решении. Это книга о проблеме". Он не ставил перед собой цель предложить, как изменить общество к лучшему, и после многих нудных страниц о вреде и ужасе бредовой работы внезапно заявляет: "любовь к другим (к людям, животным, пейзажам) обычно требует сохранения институциональных структур, которые человек может в принципе ненавидеть".

Половину текста я искала доказательства того, что автор анархист, пока на последних страницах он не написал это прямо: "Будучи анархистом, я с нетерпением жду полной ликвидации государства, а на данном этапе совершенно не заинтересован в политических решениях, которые наделят государство большей властью, чем у него уже есть". Ах, наивная утопия анархистов, что общество само организуется наилучшим образом! Как и милая утопия тоталитаризма, что всё можно загнать в жёсткие рамки контроля. Ни то, ни другое невозможно в мире множества людей, мире квантовых (двойственных и неопределённых) состояний.

Периодически меня охватывало раздражение от того, что прямо сейчас я занимаюсь именно бредовой работой - читаю эту бредовую книгу, автор которой заявляет, что не знает, как решить озвученную им проблему. Я не получаю глобальных знаний о мире или практических знаний для жизни. Бессмысленное чтение не приносит удовольствия от чужой фантазии, переносящей в другие миры к сказочным персонажам. Это скучно, как бредовая работа, но еще и не оплачивается. Эта книга могла бы быть полезна старшим менеджерам или руководителям - для проверки своего персонала и искоренения бессмысленной работы, но, согласно опросам, большинство из них не согласны с автором - что их работа бесполезна и что их подчиненным платят ни за что.

Но как ни странно, кроме скуки, книга принесла мне капельку позитива. Мой страх остаться без работы и без средств, чтобы прокормить свою котоферму, уравновешивается надеждой, что в этом мире есть много неквалифицированной, праздной и хорошо оплачиваемой работы. Может быть, такие вакансии непросто найти, но они есть, а значит, есть много счастливых случайностей, которые могут меня к ним привести. Уж я-то найду способ себя занять. Книжечки сами себя не прочитают, фантазии не сфантазируются.

Коты, мы выживем! В крайнем случае на работу пойдете вы, бредовую работу можно делать даже лапками.
________________
________________
Па-беларуску...

Мая сяброўка працавала на лухтовай працы за вельмі добрыя грошы. Не кожны дзень ёй давалі заданні, з якімі яна спраўлялася за 1-2 гадзіны. У працоўны час яна прайшла некалькі курсаў, атрымала іншую адукацыю, перачытала мора кніг. Яна хадзіла да кіраўніка і прасіла даць ёй нагрузку, пару разоў спрабавала звольніцца, але кіраўнік угаворваў яе, і яна заставалася. Мы, яе сяброўкі, хіхікалі і не разумелі, што ж ёй не падабаецца. Але ёй не падабалася. Яна адчувала віну перад іншымі супрацоўнікамі, дэградацыю ў сваёй спецыяльнасці, ёй хацелася складаных задачаў і цікавых праектаў. Нядаўна яна памяняла працу.

Я разумею, пра што піша аўтар: лухтовая праца існуе, і многіх людзей не задавальняе ажно да дэпрэсіі атрымліваць грошы за нічоганерабленне (хоць гэта і гучыць спачатку як лухта).

Аўтар спачатку апісвае сутнасць лухтовай працы, даказвае яе існаванне, аргументуе, як цяжка людзям усведамляць, што яны не паляпшаюць, а то і пагаршаюць свет, класіфікуе лухтовую працу, знаходзіць вытокі і прычыны яе з'яўлення.

Дапраўды мяне жахнула, што паляпшэнне медыцынскага абслугоўвання (у ЗША) не робіцца проста таму, што не хочацца звальняць сотні тысячаў людзей, якія цяпер фактычна робяць нікому не патрэбную працу.

Аднак мне падаецца, што Грэбер перабольшвае і што гэтая тэма не вартая цэлай кнігі. Ён паўтараецца ў тэзісах, а ягонае "даследаванне" не грунтуецца на аб'ектыўнай статыстычнай выбарцы - пераважна інфармацыя ўзятая з лістоў чытачоў ягонага эсэ, то-бок людзі самі мяркуюць, што іхняя праца лухтовая, але хто гэта вымераў. Мне відавочныя некалькі хібных тэзісаў.

Грэбер прыводзіць схемы, дзе паказвае, што чым больш карысці прыносіць чалавек, тым менш ён зарабляе. Сувязі прычына - вынік не зусім адэкватныя. Больш лухтовай працы з'яўляецца там, дзе больш грашовых сродкаў. Спачатку грошы - потым лухтовая праца. Прыклад Грэбера - банкаўская сістэма. Менавіта лішак грошай стварае лухтовыя вакансіі, паводле класіфікацыі Грэбера "почат", "світу". Ва ўстанове з абмежаванымі сродкамі хутка знойдуць, за кошт каго скараціць штат і як навесіць працу дзвюх-трох ставак на адных і тых супрацоўнікаў (дзеткі боса, можа, троху і пратрымаюцца, але не факт, што доўга ў такіх умовах).

Акрамя таго, офіснаму супрацоўніку прасцей стварыць бачнасць працы, чым працоўнаму на будоўлі, прасцей схаваць сваё нічоганерабленне, прасцей схаваць пустую стаўку сярод мэнэджараў, чым лекараў.

Да гэтага трэба далучыць, што Грэбер піша пра заходняе грамадства, у якім сапраўды не стаіць востра праблема галечы - сытасць дае магчымасць плаціць за нішто.

Калі гэтыя пустыя стаўкі ўзніклі, калі ўзніклі мэнэджары мэнэджараў - то іх дакладна не стварала зверху "таталітарная" дзяржава. Гэта, як і любяць анархісты, дамова сярод людзей - "мы робім выгляд, што працуем - вы робіце выгляд, што нам плаціце". Калі кіраўніку выгодна мець пустадомкаў мэнэджараў, калі людзі прыйшлі на гэтую працу за гэтыя грошы - гэта іх выбар. Усе яны могуць знайсці іншую працу, але далёка не ўсе гэта робяць.

Грэбер прыводзіць некалькі прыкладаў сваіх знаёмых (або інтэрв'юераў), які сышлі з лухтовай працы ў мастацтва: музыку, маляванне. Некага здзіўляе, што ёсць людзі, не створаныя для працы ў офісе? Мяне не. Ці не выдаюцца тут прыватныя выпадкі за заканамернасць? Калі б адбыўся адток лухтовых супрацоўнікаў, істотна меншая іх частка занялася б мастацтвам, большая перамясцілася б на канапы і да серыяльчыкаў - жраць і спаць.

Суб'ектыўнае ў прынцыпе паняцце лухтовай працы. Значная частка таго, што апісваў Грэбер - гэта манатонная нудная офісная праца, а не лухтовая. Веру, што многім не падабаецца падрыхтоўка справаздачаў, зверка звестак тысячаў картаў карыстальнікаў або падобнае - але гэта не значыць, што такую працу не трэба выконваць! Муракамі ў кнізе "К югу от границы, на запад от солнца" апісваў, як вымотвальна яму было працаваць у выдавецтве і бясконца вычытваць падручнікі, на ягоную думку, гэта была цалкам лухтовая праца, якая рабіла яго няшчасным. Ён адчуў асалоду, калі сышоў адтуль. Бро, я больш за дваццаць гадоў чытаю карэктуру (пераважна за філолагамі з навуковымі ступенямі), і ў тым ліку падручнікі. Часам мне падаецца, што знаходка некалькіх абдрукаў не змяняе свет да лепшага (ды яшчэ і на мове, якая мае вельмі шмат шанцаў неўзабаве стаць мёртвай), але я не лічу сваю працу лухтовай, яна адпавядае майму тэмпераменту і маім здольнасцям. Я профі і ганаруся гэтым. Хоць сёй-той і палічыць гэта поўнай лухтой.

Цікавыя меркаванні аўтара: "огромная часть работы, строго говоря, является не производительной работой, а работой заботы" - і сюды ўключаюцца некаторыя мэнэджары і супрацоўнікі кол-цэнтраў, "пракладкі" паміж цяжкой бюракратычнай машынай і простым чалавека з вуліцы.

У выніку Грэбер піша, што і сам не ведае, што далей рабіць з гэтай інфармацыяй: "это не книга о каком-то конкретном решении. Это книга о проблеме". Ён ані не ставіў мэту падказаць, як змяніць грамадства да лепшага: "любовь к другим (к людям, животным, пейзажам) обычно требует сохранения институциональных структур, которые человек может в принципе ненавидеть". Палову тэксту я шукала доказы, што аўтар анархіст, ажно ён у канцы напісаў гэта наўпрост: "Будучи анархистом, я с нетерпением жду полной ликвидации государства, а на данном этапе совершенно не заинтересован в политических решениях, которые наделят государство большей властью, чем у него уже есть". Ах, утопія анархістаў, што грамадства само арганізуецца ў найлепшую форму! Як і ўтопія таталітарызму, што можна ўсё загнаць у жорсткія рамкі кантролю. Ні тое ні другое немагчымае ў свеце мноства людзей, свеце квантавых (двайных і няпэўных) станаў.

Перыядычна мяне накрывала раздражненнем ад таго, што наўпрост цяпер я выконваю менавіта лухтовую працу - чытаю гэтую лухтовую кнігу, аўтар якой сцвярджае, што не ведае, як развязаць агучаную ім праблему. Я не атрымліваю глабальных ведаў пра свет або практычных ведаў для жыцця. Бессэнсоўнае чытанне не прыносіць асалоды ад чужой фантазіі, што стварае светы і казачных герояў. Гэтая кніга магла б быць карыснай для старэйшых мэнэджараў або кіраўнікоў - каб яны перагледзелі свой персанал і выкаранілі лухтовую працу, але яны, паводле апытанняў, найбольш нязгодныя з аўтарам - што іх праца бескарысная і што іх падначаленыя атрымліваюць грошы за нішто.

Але як ні дзіўна, акрамя нуды кніга прынесла мне кроплю пазітыву. Мой страх застацца без працы, без сродкаў на пракорм маёй котафермы ўраўнаважваецца надзеяй, што ў гэтым свеце багата некваліфікаванай пустой і пры гэтым добра аплатнай працы. Можа, знайсці такія вакансіі не так і проста, але яны ёсць, а значыць ёсць тое мноства шчаслівых выпадковасцяў, якія могуць прывесці мяне да іх. Ужо ж я знайду як сябе заняць. Кніжкі самі сябе не прачытаюць)

Каты, мы выжывем! У крайнім выпадку працаваць пойдзеце вы, лухтовую працу можна рабіць нават лапкамі.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!