Больше рецензий

27 ноября 2023 г. 14:37

2K

Оу, это будет интересный опыт: написать рецензию на книгу, которую двадцать лет назад я называла своей САМОЙ любимой! Такого у меня, пожалуй, ещё не было.

Что Фэнни Флэгг сумела мне продать во времена моей юности (под "продать" я, конечно, имею в виду привлечение читателя в широком смысле слова):

- нешаблонные отношения между очень живыми персонажами

- шикарный сторителлинг — когда каждый кусочек текста сажает на "крючок" интереса

- историю успешного успеха, о котором мечтает каждый (ок, каждАЯ): похудение, обретение оргазма (зачеркнуто) смысла жизни и мегакарьера в сетевом маркетинге

- историю любви (да, любви!) двух людей — и, камон, мне было НЕВАЖНО, какого они пола, потому что я читала о любви, мне в голову не приходило, что я читаю о пропаганде ЛГБТ, я и слов-то таких тогда не знала

Что Фэнни Флэгг продала мне сейчас:

- нешаблонные персонажи никуда не делись, мне всё так же интересны люди в этом романе, всё так же интересна жизнь маленького городка

- сторителлинг тоже никуда не делся. А кто не рыдал на главе, в которой по улицам Полустанка идёт слон?

а вот дальше начинается интересное.

Потому что сетевой маркетинг мне стал глубоко неинтересен, пиетет к Мери Кей с годами слегка... того, растаял, а фем повестка настолько навязла на зубах, что т.н. духовный рост героини воспринимается с изрядной долей скепсиса.

Но я снова прочитала историю любви.

И, знаете, что я скажу?

Возможно, сама автор вполне могла иметь в виду нетрадиционность отношений героинь, когда писала книгу (а в силу нюансов эпохи тогда об этом писать в открытую было не принято), но существенную роль во "вчитывании" ЛГБТ повестки в книгу сейчас играют сами современные читатели.

Я же отстаиваю своё право читать достаточно глубокую историю о взаимоотношениях двух женщин, которые полюбили друг друга и стали опорой друг другу, смогли вместе прожить значительную часть жизни, вместе вести бизнес и вырастить ребёнка. Если мир отнимает у меня право считать, что любви между женщинами без сексуального сожительства  не существует, значит, мир однозначно подменяет любой вид любви на любовь сексуализированную. Но я — читатель — видела глубину, верность, поддержку. Семью, в конце концов. Поэтому я, на самом деле, против сердитых воплей и занижений этой книге отметок из-за того, что она "продвигает повесточку". В те времена, когда она была написана, ещё не существовало настолько маниакального стремления авторов и сценаристов "продвигать" определённые темы; я как раз отношу эту книгу к вполне искренней прозе т.н. "наблюдателя" — талантливого писателя, который рассказывает историю так, как она происходила на самом деле. Даже успешный успех с Мери Кей не вызывает у меня зубовного скрипа, я не закатываю глаза с мыслью "ну вот, опять, автор учит меня... (далее подставить, чему учит)", потому что не чувствую во всём этом фальши. Автор не проповедует. Не назидает. Автор искренне верит в успешный успех от Мери Кей — как верит в любовь между Иджи и Руфью. Я так чувствую.

Мне действительно очень сложно писать эту рецензию: я не могу даже дать книге оценку. С одной стороны, я осталась верна ей эмоционально — она меня всё так же трогает. С другой стороны, за двадцать лет я познакомилась с таким количеством по-настоящему сильной американской прозы, что не назову Фэнни Флэгг в десятке своих любимых авторов. Её тексты мне теперь кажутся наивными и простенькими (а ведь я привыкла считать, что "Помидоры" —  её самая сильная книга!).

Я перечитала "Помидоры", потому что вышло продолжение, и мне любопытно узнать, куда автор решила привести своих персонажей. Я решила написать свои впечатления от "Жареных зелёных помидор" именно сейчас — до того, как прочитаю продолжение, — как раз чтобы быть максимально непредвзятой. ))