Больше рецензий

28 ноября 2023 г. 18:54

284

2.5 Кровь, война, инцест и голова одного дедушки

СОЯ: 6+5+5=5,3

Долгий же это был роман, хотя и был прочитан довольно быстро. Если вам нравятся длинные эпопеи в духе Маркеса, где дополнительно вам нужно будет вникнуть в историю Латинской Америки и всех ее освободительных войн, то вы нашли прекрасный экземпляр.

На самом деле из всего романа наибольший интерес, несмотря на полное безумие, представляет третья часть книги, где рассказывается о секте слепых, в чьи лапы попадает один из главных героев произведения. Побродить по темным улицам Буэнос-Айреса, спуститься в канализацию большого города и оказаться в громадных подземельях с башнями и богиней со светящимся глазом. В общем, по этой части видно , что автор плотно общался не только с Борхесом, был увлечен анархизмом, в том числе русским, но и был вхож в круг сюрреалистов и эзотериков. Кстати, немудрено, что именно эта часть произведения была в свое время экранизирована.

В остальных частях романа нам рассказывают про историю одной семьи, в которой переплелись бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, кузены и кузины, братья сестры, матери, дочери, отцы, а вместе с ними и их семейное сумасшествие. Дополняет картину автор сексуальной распущенностью своих героев, где конечно же должно найтись место и инцесту. Все это сопровождается кровожадными сценами гражданской войны в Аргентине XIX века, а вместе с тем и военный переворот, со свержением Перона в веке ХХ.

Если отвлечься от семейной саги на фоне бесконечных войн и жертв и попытаться проследить любовную линию, то сюжет, лично у меня, тоже не вызвал никакого интереса, благодаря в том числе бесконечным страданиям юного Мартина.

На выходе у нас постный роман о Латинской Америке и конкретно Аргентине XIX века, о непростых годах во время власти Перона, о бесконечных размышлениях о судьбах проигравших и их наследниках, о слепых идеалистах, которые ведут ложными дорогами и мостят, судя по всему, дорогу в ад будущим поколениям. Подобные размышления, свойственные русской литературе, здесь также облечены в некое подобие притчи. И заключительной частью автор намекает о том, что для всеобщего счастья нам нужно лишь взглянуть на простоту окружающей природы, сродни заветам Иисуса - что полевой лилии не нужно одевать себя, а выглядит она роскошней любых цезарей.

Очень программная вещь, которая, вероятно, важна для самосознания аргентинцев, но тем не менее интереснее не становится, даже несмотря на попытки привнести автором в рассказ некую интригу. Ладно скроенный сюжет, здесь в итоге превращается в повторяющийся заунывный музыкальный мотив одного из героев книги - безумного старика, что играет его на кларнете.


Здесь ещё интереснее