Больше рецензий

29 ноября 2023 г. 13:55

633

3 Спойлер

Я так ждала, когда же эта книга закончится, а когда она закончилась даже немного расстроилась.

Первую почти половину, до появления месьё Одзу, слушать было почти невыносимо. Две героини, захлёбывающиеся от собственного снобизма, плюющиеся желчью во всех вокруг, просто потому, что они все тупые, не чета нам, умным. Только вот ума у обеих... Да, возможно где-то чуть больше, чем у среднестатистического человека из их окружения, но всё тот же снобизм загоняет их в куда боле жестокие и грубые рамки. Что старый, что малый. Хотя, конечно, 54 года - это даже близко не старость.

Обе героини упиваются своей нетаковостью. И ладно ещё девочка, она ребёнок, у неё возраст такой, но Рене-то? Сама себя загнала в непонятные рамки, прятки непонятные устроила, что к чему? Нет, нам в конце, конечно, объяснили, и я даже могу понять, как это всё у неё в голове сложилось, но всё равно, ощущения от этого остались смазанные, невнятные и больше вопросов, чем ответов.

С появлением месье Одзу всё меняется, сюжет, наконец-то, приходит в движение, и даже обе наши героини высовываются из своих нор и начинают как будто прогрессировать, смотреть на что-то, помимо себя. Читать становится интереснее. Да, отчасти потому, что истории про любовь и принятие с хорошим концом - моя слабость. Но вот здесь я не верила в хороший конец, потому что когда было такое долгое вступление, а потом вдруг резко всё начинает становится хорошо, значит жди беды на последних страницах. Нелепой смерти или ещё чего-то в этом духе. Из серии "хорошо не жили, нечего и начинать". Ну и пожалуйста, было бы странно, сложись всё иначе, уж слишком сладко всё разворачивалось.

Несколько сцен меня действительно зацепили: зашедший Жан Артанс, рассказавший, о том, как ему помогли цветы. Это было сильно и трогательно. Показательно, как мы можем влиять на жизни и судьбы других людей даже не зная этого. То, что после смерти Рене у Паломы в голове немного просветлело и она действительно прошла испытание болью, которое многое помогло и ещё поможет ей осознать и сбросить спесь, которая ей взгляд затмевала. Приятно, что и сама героиня это поняла и осознала. Жаль девочку, которую не понимают и вряд ли поймут в семье, но хорошо, что теперь у неё есть добрый друг. Сюда же можно добавить момент с пониманием Паломой, отчего она так на семью злится. Это тоже момент взросления и приятно видеть, что девочка действительно растёт и у неё есть все шансы извлечь урок из всего, что происходит. Ну и последний момент, как ни смешно, но это устройство туалета у месье Одзу. Читала в своё время А. Н. Мещеряков - Книга японских символов. Книга японских обыкновений (сборник) и там есть глава про туалеты и про то, как японцы ко всей этой теме относятся. Ну и про музыкальное сопровождение я тоже наслышана, но уже не могу вспомнить, оттуда или из какого-то другого места. Так что эта сцена мне действительно понравилась, максимально верибельная.

Итог: идея была неплоха, но мне, видимо, не хватило ума и образованности получить удовольствия от первой половины, не утонув во всех этих умномудрых мыслях. Ну а осознание того, что тебе мозгов не хватает понять размышления "консьержки без образования" и "двенадцатилетнего гения" не очень способствуют приятному восприятию. Хотя больше я всё же склоняюсь к тому, что это от избытка снобизма.