Больше рецензий

29 ноября 2023 г. 15:07

496

5 На белом красное заметнее

Роман, в который проваливаешься с головой. Он удивляет и восхищает, иногда ранит, порой отталкивает, заставляя что-то пережить глубже, вдали от текста. "Арабески деталей" удаются Рубиной на все сто, прямо чувствуешь, как трескается кракелюрный лак и заползает трещинка в сердце, в мысли, под ногти.

В книге удивительным образом переплетаются технические подробности творческой работы художника с огромным механизмом внутреннего преображения реальности. Но если бы только это; если бы художник был только художником и весь его мир крутился вокруг красок и кисточек. Нет. Главный герой книги огромен. В нём бурлит кровь авантюрного предка, в нём детская память о колоритной жизни в Виннице, и студенческий Питер, и Иерусалим сердца, и страстная Испания. Он бандит и святой, пират и иконописец - не дословно, но дух его крылат, опасен и гениален. В нём много любви и боли - и 500 страниц читатель переживает эту боль, желая и мести, и прощения. И в музей. Смотреть в глаза эльгрековских персонажей, разгадывать их судьбы, их настоящие судьбы (и настоящих художников, что уж там))).

И, конечно, я читаю везде своё. Так что самой главной ниточкой в книге для меня стала еврейская тема. В книгах Рубиной она всегда есть. В Белой голубке можно многое узнать и о винницких евреях и о сефардах; о всех мытарствах, которые преследует этот народ веками. Автор не устает вставлять прекрасные слова про Израиль и пенять толерантной дальше некуда Европе. Могу только поддержать. Роман написан в 2009, но пророчества актуальны как никогда:

И вот минуло каких-то несколько десятилетий — миг, упавшая ресничка с века двадцатого века, — и уже гордая Европа дрейфит перед новыми гуманитарными ордами, оступается, пятится, извиняется за все причиненные беспокойства, платит отступные, пособия, стипендии и гранты, но поздно: зеленые лужайки засраны, по мощеным улочкам бродят барышни, законопаченные в галабии и черные платочки по самые черные глазки, на центральных площадях с легендарными именами исступленно протестуют в поясах шахидов известные актрисы уже смешанного происхождения… Прощай, Европа! Арриведерчи, Рома! Аллахакбар, Мюнхен… — не за горами окончательное решение европейского вопроса.
И по-прежнему всем есть дело до так и не найденных сокровищ царя Соломона…

Тут самое главное ремарка про Соломона. Бесчинствуют шахиды, а виноваты по-прежнему евреи. Как это уживается в узеньких извилинах некоторых людей? Но ведь факт.

Интересно было читать и про художественно-мафиозный рынок, процветавший после второй мировой. Для меня это было новое знание; не особо-то я интересовалась коллекционированием картин и вообще мне сложно понять, зачем это надо. Причем я как частные коллекции не понимаю, так и склады Ватикана для меня загадка. Глупость какая-то бешеные деньги за картины требовать, так еще их потом и в подвале держать, никому не показывать. Вот когда Ватикан заныкал какую-то древнюю еврейскую святыню и не отдаёт - это ясно, тут борьба религий, будет много крови из благородных побуждений. По-человечески понятно, почему Кордовин "в отместку" подсунул им пирата вместо святого. Но зато въехать, на кой чёрт им вообще нужна была именно эта "подлинная"! картина, я уже не могу. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы костры не жгло. К сожалению, в этом бизнесе (прекрасном, художественном, одухотворенном) всё-равно трупов по колено. Не умеет человечество без жертвоприношений.