Больше рецензий

2 декабря 2023 г. 15:41

484

3.5 «Мутанты – кто они?» В статье автор, совершенно не стесняясь в выражениях, крыл «банду выродков», «этих светящихся гнид», которые тихой сапой подгребают под себя науку, культуру, политику, рвутся к руководящим постам, оттесняя при этом честных выдвиженцев простого народа, пропагандируют чуждое нам мировоззрение, ведущее к отрицанию наших исторических идеалов и к смене знамен, что в корне противоречит интересам простого народа

И мы (если читаете мои отзывы поэтому сборнику), перешли на 4 часть – сборника «Опоздавшие к лету», пока, что все повести (хотя некоторые больше на рассказы тянут) и роман сплетают единый мир и формируют общую историю. В прошлых, частях не акцентировал ваше внимание, но автор нет-нет, да и подбросит, какой-то знакомый кусочек из прошлых книг. Под кусочком имею в виду знакомое место или фамилию, это, что бы у читающих его людей не было сомнения, что мы находимся в одном мире. Хотя, каждую из частей, можно читать отдельно

С этой книгой у меня не очень задалось, после прошлого отзыва на « Аттракцион Лавьери» , мне не удалось сразу начать читать дальше, то одно , то другое отвлекало. А когда начал, то находился в скверном расположении духа, и послушал, наверное, процентов 80 книги или около того, и еще уснул под нее, проснулся на каком-то месте ничего не понял, а еще сны дурацкие снились. Поэтому вчера начал сначала, но дослушав, то хотелось в пух и прах её раскритиковать. Но, помню еще с лета, когда почти всем книгам плохие оценки ставил. И не потому, что не заслуженно, но был бы в более приподнятом состоянии, то общий уровень был бы выше, и старался бы искать не только негатив, но и позитив. Поэтому учитывая этот летний опыт, а также народную мудрость – пословицу « утро вечера мудренее». Решил еще и перечитать некоторые непонятные моменты.

И утром, решил уже сесть за рецензию. Как утром, сейчас 12 часов 30 минут.

Эта повесть, а тут уже размер побольше рассказа, так что сомнений нет. Да и в рассказе обычно одна линия сюжета, а тут такой если не осьминог, то человек или как любят говорить математики многочлен (обычно в классе все ржут, и поэтому никто так и не знает, что это на самом деле), вот посмотрите почему бы и не сказать Полином, тогда бы ученики, а точнее студенты если учат математический анализ, прислушались, слово странное незнакомое. А эти преподаватели сразу с Многочлена начинают. Так , что то Остапа понесло, вернемся к повести.

Лазарчук, как и в первых трех книгах, показывает высокий уровень в стиле и компоновке сюжета, у него такой же красивый слог, и все читается быстро и понятно. Но в отличии от первых трех, в этой книге есть большой минус недосказанность, обрывки фраз, догадайся сам и все такое.

Возможно, те первые книги он написал в начале 80-х годов прошлого века, а эту в 1989 году в журнале «Металлург» (№ 7—9), хотя может быть это только издали, как уже говорил в прошлом отзыве, многие работы Лазарчука заворачивали и ждали своего времени. Если честно не знаю, как авторы такое переживают. Возможно, они хотя бы дают это читать своим близким и знакомым, и тогда хотя бы понимают, что все не зря. Например, у меня как бывает, сейчас, где, то есть больше 20 книг, что уже прочел, но отзывов нет, и в теории мог бы сесть и на каждую сразу написать, потом сохранить в файлик, и через какое-то время начать выкладывать. Но знаете, литература это и логика, и эмоции, когда ты пишешь, это то, как ты чувствуешь в тот момент, иногда читаю свои первые отзывы потом еще через год, когда сочинял первые отзывы, то пыхтел, как паровоз, казалось уже «Войну и Мир» дописываю не меньше, а потом посмотришь не так и много, но зато отдал всего себя. Так к чему это я, писать, что-то «в стол» это тяжело, сегодня ты такой, а завтра другой. И тебе захочется переписать, исправить, но не факт, что это будет на пользу. Да и автору хочется, что бы его работу оценили, ведь силы и эмоции уходят.

Не знаю, как там было, точно, но мне кажется по стилю и духу, эта повесть более поздняя. Первые три сильно цепляют на эмоции и подумать головой хочется, а эта не такая, но возможно тема не моя. Особенно после молненного прошлого рассказа, про Лавьери и его способности, чувствовать опасность и уворачиваться от пуль, думалось, что Лазарчук будет и дальше развивать, что – то подобное. Он в принципе, что-то похожее и захотел развить, только не так как бы мне этого хотелось, но он автор ему как говорится виднее.

Таким небольшим прологом, хотел объяснить свою оценку. Но это лишь оценка, мог бы и 10 поставить или 0, книга одинаково заслуживает и то и другое. Самое главное, это эмоции после книги, а они были скорее негативные, чем позитивные.

Далее в «Путь побеждённых»

В небольшой городок приезжает известный столичный художник Март Траян, берет заказ, разукрасить стены зала для торжественных актов. Казалось бы, спокойная история, тихий городок, но чем дальше, тем больше тайн начинает появляться, а время уже бежит быстрее и быстрее, а вместе с ним и события. Почти у всех, с кем Март знакомится есть какой-то секрет, да и он сам не тот, кем представляется…

Подробнее.

Книгу, как уже упоминал слушал, это все тот же чтец avgri, спасибо ему, так как он единственный, у кого хватило сил прочитать эту замечательную серию, уже в далеком 2015. Очень жаль, что она находится на каком-то отшибе. А ведь на подобных книгах, можно учиться другим авторам. Как многие учились на Стругацких или не знаю Брэдбери или Стивене Кинге.

Длительность: 3 часа 15 минут

Мир.

В этой книге уже прошло много лет с начала первого рассказа «Колдун», больше 30 точно. Один из Героев книги говорит

Цитата из повести
Ты не был на фронте?
– Нет, конечно.
– А я вот успел. В четырнадцать лет. Это были последние дни Империи, уже ничего не сделать, но нас погнали под танки – зачем? Никто не знал, и сам этот гад не знал, бывают такие действия, как у курицы с отрубленной головой, – может быть, это на самом деле так, с отрубленной головой? – но нас погнали под танки, и танки прошли сквозь нас, ни на минуту не задержавшись, и уже потом, в лагере, я задумался: зачем? Понимаешь, это ведь не просто глупость, это глубже…
свернуть

В «Колдуне» война только началась. А в «Мост Ватерлоо» уже шла какое-то время (не один год), и все шло к своем финалу.

На самом деле мне кажется в этой повести, автор нагнал свое время, конец 80, начало 90-х.

В повести есть так называемый «Каперский инцидент» 84 года, когда начались первые гонения «мутантов». Об этом чуть позже. Этот город Капер, как раз и связывает нас с первым рассказом «Колдун».

Во-первых главный герой «Колдуна» мельник Освальд жил рядом с этим городом.

Капери – город, в котором есть все, даже железная дорога, и по понедельникам и четвергам от перрона отходят составленные из пассажирских и товарных вагонов поезда, идущие в портовый город Скрей.

Во-вторых, главный герой этой повести родился в тех же широтах:

Год рождения пятьдесят шестой, третий год республики, село Сидьяк Каперско-Кесарианского уезда.

Автор, как бы намекает, что мол оттуда все и пошло, но с другой стороны, если бы я взялся читать книги не по порядку выхода, а методом «тыка» и попалась бы мне в руки эта повесть, а не рассказ «Колдун», то связи не было бы. Так, что эти кусочки мозаики понятны лишь дотошным читателям и исследователям творчества. Мне кажется любая книга должна быть вещью в себе в первую очередь, а если гений автора позволит, то и куском чего-то еще.

Так, как уже выше было в цитате главный герой родился в 56 году, и  в третий республики, в третьей части, это мой прошлый отзыв, как раз должны были состояться первые выборы, помещать которым и хотели нанять главного героя, а он был против. Можно предположить, что все же выборы прошли и создали республику, главного герою, если не ошибаюсь около 30 лет, то есть все события первых трех книг были еще до его рождения.

И можно сказать, что эта книга начинает некий новый виток в хронологии мира «Опоздавших к лету», какой-то переломный момент возможно. Становление других людей.

Поражение в войне и гибель империи уже не так влияет на жизнь людей, но все же влияет. Но в новой республике жить стало лучше, если брать достаток людей, но очень плохо с выражением себя и своих мыслей и чувств. Тут все двигается, так как замыслил Канцлер, или кто им управляет.

Цитата из повести
Начатое с большой помпой движение «За привнесение культуры в провинцию» с самого начала несло на себе клеймо «второй сорт», ибо оставляло в неприкосновенности само понятие «провинция» – не в географическом, естественно, смысле. Все это понимали, но никто не говорил вслух. Одни – по давней привычке молчать во всех затруднительных положениях, другие – понимая, что дойную корову на мясо не режут… Итак, Тригас был занят центральной группой: Вакхом, замечательно напоминающим самого Председателя Ассоциации (такие подковырки допускались), слегка неглижированными вакханками (здесь тоже существовал стандарт: в столице, например, допускалось изображение женщин с одной открытой грудью, при этом вторая должна быть закрыта на четверть; в провинции требовалось закрывать одеждой, драпировками или ближерасположенными предметами не менее трети обеих грудей; допускалось также обнажение одного колена и нижней половины бедра) и игривыми сатирами.
свернуть

Вся культура и искусство попало в такие тиски и рамки. Напоминает цензуру СССР, например.

Я к этому двояко отношусь, автор тоже размышляет в повести, понимаете то, что сегодня считается нормой, скажем 30 лет назад было под запретом, а еще 30 лет было такое, что 60 лет вперед позволить себе не могут.

Цитата из повести
Понятие пошлости тает, как айсберг в тропиках. Сама пошлость множится, ведь то, что казалось пошлостью лет десять назад, сегодня уже таковой не считается. Она именуется смелостью, легкостью, игривостью – и теснит, и пачкает настоящую смелость, легкость и игривость. Может быть, и Канцлер озабочен тем же, отсюда его секретные рескрипты о мере допустимого обнажения?
свернуть

Трудно понять, какие рамки стоит держать, вспомните разные древнегреческие статуи, там все через одного обнажённые, им потом еще фиговые листки приделывали.

Или взять более позднею статуя «Давида» Микеланджело, стоит себе такой парень все на показ, срамота же? вроде по современным меркам ничего такого, но попробуй сейчас такую статую сделать, заклюют. Сложно говорить, что такое – хорошо и плохо в искусстве и должны ли быть запреты.

В стране вроде и жизнь хороша, но все чего – то боятся. А еще эти «Мутанты». Если, честно, я перечитывал по не сколько раз, но так и не понял, в чем опасность этих мутантов и в целом в чем их плюсы и минусы. Автор настолько всех запутал, и жителей республики и нас и себя за одно. Навел как говориться тень на плетень и все это размазал по страницам. На самом деле для этой повести «Мутанты» и не нужны, тут могло быть, что угодно.

Да когда скажем есть гений в каком то деле, у которого все лучше получается, а другие простые люди на его фоне становятся жалкими, то может это и плохо, но с другой стороны, вместо того, что бы ровняться на них их стали запрещать, а потом и убивать.

Но если, кратко, то стали появляться такие одаренные люди в разных профессиях, а еще когда на них находило вдохновение они светились, как говорят «ты весь светишь», только они буквально светились. Но потом, кому-то это не понравилось, как, что и почему, тут не говорят, и их стали уничтожать. Впервые это произошло в 84 году.

Цитата из повести
Каперский инцидент был и остается одним из белых пятен новейшей истории. Никто ничего не знает о его причинах. Самые пронырливые журналисты или ни до чего не докопались, или исчезли. Просто в один чудный весенний день восемьдесят четвертого года армейские подразделения блокировали большую часть Каперско-Кесарианского уезда, установив режим полного карантина. Граница карантина была объявлена зоной свободного огня; стреляли во все, что движется. Трупы обливали напалмом и сжигали. Слухи ходили самые дикие. Достоверно известно было лишь то, что командующий военным округом генерал-майор Вахтель застрелился на седьмой день операции.
свернуть

И вот, собственно, больше этого мы ничего не знаем, так по крупицам если собрать из всей книги, то выходит следующее. Что «мутанты» — это какие-то гении и таланты, или от бога или от каких-то мутаций, возможно ядерных испытаний, но это не точно. За всё, что они брались делали это блестяще и гениально, не обычная халтура, а именно, что все по высшему разряду.

Персонажи.

У Лазарчука так повелось, что герой у него один, но и остальные не просто чучелки, а тоже живые персонажи.

Главный герой Март Траян, у него был брат Морис, близнец. Один брат был художником, а второй механиком.И погиб в 1984 году, во время Каперского инцидента. Такая была официальная версия.

Но так получилось, что погиб один брат, но не тот. Один брат спас другого.

Морис всегда был очень талантлив и любил возиться с машинами, он так же рисовал со своим братом, его брат Март, был трудягой, он потом и кровью добивался всего, а Морис, наоборот, все ему доставалось проще.

Но оба брата были дружны и работали вместе. В начале, когда это еще было не запрещено, все знали, что Морис «мутант», что он когда, чем-то занят и увлечен то светиться и делает все отлично. А потом, кому то это не понравилось, и так как, много «мутантов» было из Капера или области, то начались зачистки.

Но судьба, Морис оказался с внешней стороны оцепления, а его семья и брат Март внутри. Морис пытался проникнуть туда к своей семье, но был контужен, а потом письмо пришло от брата, что – тот говорит, теперь ты стал мной, а я тобой.

Так умер Морис, а Март продолжил жить. До этого Морис состоял во «Внутреннем фронте», некая организация, которая боролась за какие-то права. Там много было всяких организаций, не всем нравилось жить в республике, кто-то хотел, жить как раньше, кто-то по-новому. И появлялись такие организации. Власти республики всех считали террористами. И уничтожали их. Причем так, что мало не покажется.

Но, когда Морис, стал Маратом, он со всем завязал. А мало того, он еще должен был быть не талантливым, а рисовать свои картины в духе тех рамок, что художникам навязывало общество, да и даже если бы захотел, то стал бы святиться и его бы схватили.

Главный герой, на меня впечатления не произвел, никакого. Возможно, автор это специально сделал. Типа «Мутанты» они хоть и талантливые, но слишком мягкотелые. Не могут дать отпор, и что – то изменить.

Цитата из повести
Мутанты появляются всегда, но заметнее они становятся на переломе эпох – природы или общества, все равно. А потом, в зависимости от условий существования, они или вытесняют, так сказать, базовую модель, или исчезают. Третьего не дано. Нам суждено исчезнуть, потому что мы потрясающе пассивны, когда дело касается выживания. Мы так легко, так задешево разрешаем убивать себя… Мы доказали свою неприспособленность, Март, и это надо принимать просто.
свернуть

Еще в отличии от первых трех частей, в этой книге есть любовь, девушка, которую главный герой не видел много лет, им пришлось расстаться. Причем тут именно, что любовь. В первой части, там Освальд изнасиловал свою племянницу, во второй части Брунгильда, полюбила другого человека, в третьей и во все не было намека на романтику. А в этой части целая любовная сцена. Пожалуй, за эти эмоции можно, Лазарчуку и «Мутантов» этих простить. Нет все же, бесполезность мутантов в книге перевешивает всё.

Да понимаю, он хотел сказать, мол есть гении, таланты от бога или черта, которые двигают прогресс вперед, а простые люди этому завидуют. Это как в первой части, там война началась и есть нечего, а у мельника есть и еда, и еще поле, на котором китаец выращивал плоды, а почему это у него есть, а у нас нет, колдун он однозначно, надо убить и все забрать. Освальду тогда пришлось, самому все это сделать, чтобы спасти себя. Хотя стоило ли оно того.

Тут все повернули так, что Мутанты, это все плохо, и суть у них контрпродуктивная, и в целом против власти. Но по итогу выходит, так, что даже те, кто уничтожают, понимают пользу от Мутантов. Ведь без них весь прогресс на месте.  Опять многое напоминает из нашей истории.

Что хочу сказать, да плохо, что гениев притесняют. А особенно если еще и убивают. Наверное, было бы удобно, сидишь пишешь свои рецензии и от тебя свет идет, и понимаешь, это отличная рецензия, а если нет света, ну так средняя, на опыте написанная.

Мне еще понравилось, что, кто – то пустил слух, как перестать быть мутантом, и стать вампиром, в стиле клин клином вышибаешь, если мутант мутанта убьет. Просто, представьте, что вам постоянно приходится себя сдерживать и контролировать. Допустим вы спортсмен, то надо бегать чуть лучше, чем средний, не дай бог вам показать все способности, или скажем разные спортивные легенды спорта, их бы просто не было, им бы пришлось или умереть или стать той же серой массой, ну может чуть выше. А так убил мутанта, и все потерял эту способность, и живешь себе, как простой человек.

Мне отчасти все это понятно, а я в своей работе не умею работать за деньги, или хорошо или ни как. А многие просто отрабатывают в рамках положенного.

– Господи, хоть бы меня не понесло, не подхватило и не понесло, дай мне сил удержаться на уровне средней халтуры, Господи, дай мне сил работать только за деньги!..

Что касается, других персонажей, то каждый, кто появлялся, был заметен, автор умеет всем нужные черточки рисовать, а если персонаж более важный, то и в цвете его передавать.

Эпилог.

Книга получилась не однозначной, первая часть была магической, можно сказать, и там надо было понять для себя, где реальность, а где сон. Вторая часть, роман, там скорее тяжело было все через себя пропустить, и потом постоянно в голове прокручивать. Третья она как вихрь, события молниеносные, возможно это не для мысли, но оставляет после себе приятные ощущения. А эта книга, какое-то мрачное и мутное болота, события, которые происходят мы их не ждали и не хотели. И смерти, что тут есть, они меня лично не особо тронули, так как не понятно, зачем все это. Террор бессмысленный и беспощадный, конкуренция спецслужб и разных организаций. Власть сама создает врага и сама с ними борется. Но при этом понимают, их важность. Но людей надо держать под контролем.

А, что касается названия книги.

цитата из повести
– Вы про «Путь побежденных» слышали? – спросил Петцер.
– Н-нет вроде…
– В общем, вы же знаете, что из нашего благословенного отечества легально и надолго можно выехать только на лечение. А дольше всего лечат психические заболевания. Вот мы и готовим людей, проводим их через комиссию, ну и… Еще то хорошо, что формально расторгаются родственные связи и семья не остается заложником
свернуть

Все это просто кричит, и намекает. Что даже скучно.

По сути, книга набор разных таких вот штучек, а вместе, то ли криминальная история, то ли шпионский детектив, то ли просто жизнь.

Не знаю, все это красиво, но очень не понятно, наверное, через лет 10-20, когда уже будет еще новое поколение, которое не помнит в общем про СССР и мир в то время, ничего в этой книге не поймут, и это ее главный жирный минус, прошлые книги, они универсальные, накладываются на любое время и место. А эта, куда ее приложить, да можно натянуть чутка, инакомыслие подставить, или какие-то запреты в обществе. Но это не серьезно. Разве сейчас гениев где-то запрещают. Да наоборот сейчас их время. Да есть какие-то моменты, что нельзя переходить, но может оно и не нужно. Понимаете многие люди путают свободу со вседозволенностью. Быть не таким как все, это не значит, что ты можешь делать всё, что хочешь. Тема дискуссионная, не спорю.

В итоге, что хочу сказать, книга интересная, но меня не проняла. Если остальные книги, буду вспоминать и прокручивать, или где то использовать, то эту прочитал и забыл. Возможно, автор потом, как-то использует эту книгу, показать, как изменились люди стечением времени. Но, мне как читателю, это не очень интересно. Должна быть цельная история, а что тут, появился художник рисовал, потом мы узнали, что он это не он, что есть какие-то мутанты, еще один художник появляется. Потом про Марта-Мориса, узнают члены местного кружка спаси люди. Которые помогали многим в психбольнице. Они радуются, что не всех мутантов перевели, дальше появляться любовь всей жизни Мориса, а с ней и тайная организация, все как снежный ком. Да это вроде интересно, только не понятно зачем. Ну и финал, грустный и трагичный, но такой же не понятный. Наверное, в голове у автора была цельная картинка. Посмотрел, на сайте две рецензии по 5(10) баллов, прочитал их, но и они меня не убедили, лишь восторги, без доказательной базы. Это не плохая повесть, и рекомендую ее тоже прочитать, она написано хорошо и талантливо, но тема меня не зацепила. Возможно, для вас это будет по другому, но я постаралась до нести до вас свои эмоции, а не просто дикий восторг или не менее дикую ругань.

Прошлые отзывы серии

0. Коридор зеркал — Сергей Бережной, статья пролог к сборнику

1. Колдун- часть первая, повесть

2. Мост Ватерлоо - часть вторая, роман

3. Аттракцион Лавьери - часть третья, повесть

4. Мы тут

Всем спасибо, до встречи в следующем отзыве.

Прочитано в Рамках Новогоднего Флэшмоба - 2021. В стиле лучше поздно чем никогда.

Спасибо jukka413 , за рекомендацию. Но сборник большой так, что еще не раз прилетит.

Комментарии


Ты спрашивал, про что эта книга, я не могла понять, но если бы ты мне прислал первую цитату, то сразу сказала бы тебе. Вот про что: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0_%D1%81_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%BC


Да это я сразу понял, только это слишком мелко, мне показалось.  Но, каждый может свое увидит.


Полный разбор: по всем болевым точкам переходного периода эпохи прошёлся. Засела в голове ваша фраза "Если честно не знаю, как авторы такое переживают. Возможно, они хотя бы дают это читать своим близким и знакомым, и тогда хотя бы понимают, что все не зря". Я не честолюбива, но иногда заканчивая очередную книгу, задаю себе вопрос "Она будет интересна кому- лет так через десять?"


Ваши произведения будут, Светлана. Они вне времени.


Спасибо за высокую оценку, очень согрели мою душу.


Спасибо Светлана за комментарий, он мне ценен в двойне, как говорится вы не только друг, но еще и писатель . Так, что ваше мнение ценнее.

Я не честолюбива, но иногда заканчивая очередную книгу, задаю себе вопрос "Она будет интересна кому- лет так через десять?"

Да тяжелый вопрос, ведь когда тратишь на написание , силы, время, эмоции используешь свои знания. Вливаешь часть себя. А потом это предается забвению , довольно тяжело, должно быть.  Это как если сравнить построили мост, сразу люди пошли, а потом как то перестали ходить. А мост ведь хороший, но ручей высох и появилась другая дорога. Но может, когда то снова понадобиться.  Но мне кажется многие современные писатели, во главу поставили прибыль, и на такие дали как 10 лет и не задумываются. В стиле, а после меня хоть потоп.


Надеюсь, что иду всё же в правильном направлении, сея разумное добное, вечное.


Без сомнений