Больше рецензий

2 декабря 2023 г. 20:16

295

5 Красива, но ядовита

Двенадцатилетняя Астрид живет с мамой, холодной скандинавской красавицей, в солнечной Калифорнии. Мама — поэтесса, валькирия, роковая женщина, которая прогибает весь мир под себя. Астрид — начинающая художница, которая вечно извиняется за свое существование, боготворит маму и боится попросить у нее новые кроссовки, потому что знает — если бы не она, у матери была бы свобода и насыщенная жизнь.

Они живут так вплоть до момента, когда мама убивает любовника, потому что гордость не позволяет простить его за нелюбовь. И Астрид отправляется в долгое несчастливое путешествие по приемным семьям, где, несмотря на расстояние, до сих пор не может избавиться от контроля матери, которая даже из заключения умудряется влиять на ее жизнь.

Как и любая хорошая книга, «Белый олеандр» — многослойное произведение, где невозможно точно определить проблематику. Что это? Грустная история о нарциссичной матери? Социальная драма о несовершенстве ювенальной системы? Тяжелая история взросления? Рассуждение о патриархате, который до сих пор давит на женщин?

Ответа у меня нет, но я готова перечитывать книгу, чтобы искать там новые и новые вопросы.

Отдельно хочу отметить безумно красивый язык, полный образов и нежности. Часто писатели попадают в ловушку красивостей, которых хочется добавить побольше, но которые не имеют смысла. Здесь это не так. Образность текста — дополнение истории, авторский инструмент, который позволяет влезть в шкуру Астрид и понять ее душу художника.

Проходит всего пара страниц и твой угол зрения меняется. Ты начинаешь замечать вокруг не просто мир из домов, машин и улиц, а стручки кэроба, цветущие олеандры, инжирные деревья с листьями, похожими на ладони.

Наверное, меня зацепили пейзажи еще и тем, что на Кипре, где я сейчас живу, все то же самое. Те же кипарисы, опунция и пальмы, та же удушливая жара, такие же упавшие под ноги и никому не нужные декоративные апельсины.

В обзорах на книгу я несколько раз натыкалась на осуждение героини, которая якобы рушит жизнь всех, с кем сталкивается. Отчасти это так и есть, ведь она сама как цветок олеандра — красива, но ядовита, отравлена ядом собственной матери. Метафорически, конечно. Так и работает нарциссическая травма — ты наносишь вред другим, ты не знаешь кто ты и чего хочешь, тебе всегда одиноко. Но хуже всего ты делаешь самой себе.

Книга однозначно стоит прочтения, даже если вам не близка тема. Хотя бы из-за авторского умения работать с образам, делать текст ярким и насыщенным, но не перегруженным.