Больше рецензий

8 декабря 2023 г. 21:16

114

2 Яцек Дукай «Идеальное несовершенство»

Я решил прочесть эту книгу после ознакомления с рецензией в одном из журналов о фантастике. Там у этой книги была высокая оценка, ее описывали как сложное, но стоящее произведение.

Аннотация книги обещает увлекательное, продуманное попадание человека из начала третьего тысячелетия в двадцать девятый век. Этакая «Футурама», но в виде твердой научной фантастики. В основном будущее отличается бросающимся в глаза причудливым языком, в котором нарочито сквозит инклюзивность этого нового, чуждого мира. Множество понятий и особенностей – наверное, как-то так может измениться мир через сотни лет.

Повествование постоянно перетекает от одного действующего лица к другому, создавая определенный кино- или "сериальный" эффект с множеством активных персонажей. Мы видим историю от лица и мыслей как «попаданца» Замойского, так и людей (и не-людей), всю жизнь живущих в этом мире и понимающих его.

Перегрузка терминами ощутимо замедляет и усложняет процесс понимания. Разумеется, автор делает это намеренно, чтобы мы вместе с Замойским вникали в этот новый мир. Однако же, местные жители, от лица которых даже чаще ведется повествование, по умолчанию понимают систему, понимают свой язык, – но «не облегчают» читателю его работу по пониманию мира. В тексте не дается ни каких-то внятных параллелей (кроме относительно простых понятий типа всемирной Сети будущего), ни четких определений, и в итоге ты как будто читаешь на другом языке с очень слабыми шансами реально понять происходящее. Читатель не имеет иного способа исследования и понимания мира будущего, кроме как двигаться вместе с героями по повествованию, но автору как будто плевать. Очень похоже, что он настолько упивался причудливостью этого мира, созданной им «формой», что напрочь забил на то, поймет ли аудитория этот мир.

По состоянию на третью главу Замойский просто-напросто не ощущается главным героем, его в основном ведут "местные" в этом мире будущего персонажи. Сам Замойский показан верно в глазах других героев: нелепым. Он странный и инородный персонаж в этой реальности, и этот момент хорошо подчеркнут, когда повествование ведётся от лица других героев.

Автор явно переусложнил, так как к непонятному языку и мироустройству добавляется и основная загадка книги, почему же "главный" герой нужен неизвестным антагонистам, почему за ним охотятся. В итоге на конец первой части романа градус таинственности и непонятности просто зашкаливает.

Замойский (такой молодец) постепенно начинает понимать этот мир, свободно оперировать терминами в разговорах с «местными», рассуждать – но синхронно ли с ним движется читатель? Видимо, этого автор не учел (либо рассчитывал только на мозговитых читателей, либо ему все равно). Вообще, не помешали бы банальные сноски с человеческим описанием понятий.

Кстати, определения действительно вставлены в текст – но только в качестве небольших «прологов» перед главами книги, и описываются также с использованием терминов этого «будущего». Конечно, постепенно ты втягиваешься, какие-то понятия воспринимаешь через аналогии или однокоренные слова. Но мне решительно непонятно, зачем делать все настолько трудным для понимания.

В качестве контрпримера мне на ум приходят книги Олди про далёкое будущее из цикла «Ойкумена» (в частности, трилогия «Кукольник»), в котором сами люди уже эволюционировали, изменились. И этому будущему веришь, несмотря на то что авторам не потребовалось до неузнаваемости коверкать язык текста, чтобы внешне выделить чуждость будущего.

Есть книги сложные, богатые, непростые для восприятия - но из-за внутреннего богатства, глубины. А есть переусложненные, перегруженные, «форма ради формы», тот самый случай, из-за которого фантастику и относят к «низкому» жанру литературы... Этот роман из второй категории.

Разумеется, у книги есть какие-то темы: эволюция человека, выход за рамки и переселение между телами, развитие всемирной Сети, – но они уже во многих книгах поднимались и раскручивались, и в куда более интересной, глубокой, но в то же время понятной форме.

Книгу я так и не дочитал, бросил на середине. Мне было абсолютно не интересна история и интрига, а чтение было невыносимо сложным и нудным. Я искренне верю, что литература и творчество вообще должно стремиться быть понятными людям, открываться им, делиться и обогащать, – а не заставлять страдать.

Эта книга не стоит траты времени.