Больше рецензий

12 декабря 2023 г. 12:01

167

3.5 "Распили мой череп и поставь на пол, стряхивай пепел в пустые глазницы - а я буду смотреть..."

Небольшая книга о том, как человеческие жертвоприношения сначала стали нормой, со временем за счёт переосмысления ценности жизни (зачастую с точки зрения ресурса, но неважно) нормой быть перестали, превратившись сначала в идею "не надо отдавать человека целиком, возьмите только волосы и девственность", а затем и в "вот вам баран, баран же лучше". Это основная идея, красной нитью идущая через всё повествование: человеческие жертвы становились всё менее и менее популярными, а окончательно эта веха не самой человеколюбивой многоликой традиции завершилась несостоявшимся жертвоприношением Авраама, когда юноша на жертвеннике был решительно и окончательно заменён бараном.
И вот именно о том, с чего всё началось и как менялось, что стало неприемлемым, "Кровь и символы" и расскажут.

Описана вся культура человеческих жертвоприношений, начинающаяся примерно с мезолита и древних людей с культами черепов, через регион Плодородного полумесяца, Египет, Грецию и Рим, Индию, Мезоамерику и древнюю дохристианскую Европу к монотеистическим религиям. Упомянуто много памятников и материальных артефактов, которые сохранились и которые сейчас демонстрируются: тотемные столбы, жертвенники, ритуальные орудия, вазы с росписями, захоронения костей в курганах и не только.

Надо заметить, что авторы трактуют в качестве "жертвоприношения" довольно широкий спектр явлений, то есть не только сам прямой ритуал, когда ацтекский жрец вытаскивал сердце на алтаре, но и добровольные самоубийства, например, вдовы после смерти мужа, и даже посвящение всех павших в битве очередному кровавому богу на троне из черепов, причём неважно, чьи именно были эти мертвецы. В принципе, такое понимание жертвы кажется в данном контексте логичным и обоснованным, потому что рассматривается именно сама сакральность человеческой жизни, которая неминуемо сакрализует и насильственную смерть - а там уже и "вот вам, боги, этот замечательный пленник, дайте нам в обмен на него что-нибудь очень хорошее и нужное в хозяйстве".

Наиболее обширно в книге исследуются традиции Индии, затем Греции и Рима, остальные постольку-поскольку. Главы о кельтских и германо-скандинавских жертвоприношениях вообще очень скромные, хотя информации о них вроде бы не настолько мало, как о славянском язычестве, от которого практически ничего не осталось для исследования. Впрочем, какое-то общее представление о том, что эти народы тоже не брезговали отрубить кому-нибудь голову во славу Морриган или повесить во славу Одина-Всеотца, оно даёт, если рассматривать как краткий обзор - нормально.
Каких-то жутких кровавых подробностей нет совершенно, поэтому книгу даже впечатлительным людям можно читать без всяких опасений. Да, здесь есть какие-то описания разных ритуальных приспособлениях вроде чаш из черепов, но это выписано достаточно аккуратно, чтобы не шокировать, и книга воспринимается именно что как простое описаний традиций - было вот так, потому что было, а потом ещё вот так стало.

Читается легко. Несмотря на насыщенность датами, терминами и именами, информация хорошо структурирована, поэтому по ходу повествования не путаешься, кто откуда и что заимствовал, в честь чего, кого и зачем укладывал на алтарь и почему убивать весталку руками было неприлично, а заморить голодом в подземелье - вполне допустимо.
Язык лёгкий, приятный, учебником книга не воспринимается.

Мне, наверное, интереснее всего показались главы о Риме, где авторы провели вполне логичную цепочку от погребальных игр до гладиаторских боёв, просто потому, что Рим - это Рим, и Китае, о котором я вообще мало что знаю, с погребальными жертвами и добровольными самоубийствами шаманок во имя хорошей погоды.
Во время чтения в очередной раз восхитилась, как греки ловко натягивали сову на глобус, то есть свой пантеон на любой чужой, скрещивая Артимпасу с Афродитой, а бога меча с Аресом, не испытывая от этого никакого когнитивного диссонанса. Глава про Северное Причерноморье, кстати, тоже приятная, кочевые культуры не так-то обширно изучены, а их стиль жизни и религиозные воззрения были, как минимум, довольно своеобразными.

В целом, книга действительно хорошая, но лично на меня не произвела какого-то особого впечатления: большую часть описанного я знала и из других источников, включая сами мифы, то же, что я не знала, вроде традиций Индии или Мезоамерики, лично мне просто не особенно интересно. Но с точки зрения цельности повествования и охвата культур "Кровь и символы" сделаны добротно, описывают большую часть мира, прослеживает происхождение и видоизменение традиций достаточно полно.
Как и со многими историческими рассуждениями о самых старых культурах, от которых не так-то много осталось, а что осталось, ещё непонятно, насколько было искажено последующими летописцами, заключения авторов о каких-нибудь скифах не бесспорны, что они сами и признают. Видоизменение жертвоприношений как явления здесь скорее на уровне предположений, но выглядят эти рассуждения стройно и вполне правдоподобно.
Было, в общем-то, интересно.

Прочитать книгу в качестве общего обзора - конечно, можно, и даже вполне получить не только какие-то сведения, но и удовольствие. Но я бы не называла это шедевром из шедевров и на полку себе покупать бы не стала, просто добротный научпоп.