Больше рецензий

kagury

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2023 г. 22:29

45

4

Какое-то время назад я читала аналогичную книгу этого автора – «Один день в Древнем Риме». И осталась в полном восторге, и от самого подхода, и от увлекательности, обеспеченной как познавательной составляющей, так и живостью языка, щедро приправленного иронией.

Книга о Древней Греции обещала не менее прекрасное. Вот предисловие:

«Добро пожаловать в Афины! На дворе 416 г. до н. э., месяц элафеболион, канун праздника Великих Дионисий (начало апреля). Сейчас в городе около 30 000 жителей и самая высокая в истории человечества концентрация гениев на квадратный метр.

Совсем скоро судьбоносная война положит конец золотому веку Афин, но мы еще успеем провести двадцать четыре часа в компании простых афинян. Время от времени они встречают местных великих людей, однако видят в них не титанов мысли, а простых смертных, которым ничто человеческое не чуждо. В конце концов, гении не так уж часто занимаются чем-то гениальным. Большую часть времени они ведут себя как обычные люди: ходят в туалет, ругаются с супругами или выпивают с друзьями.

В лихорадочной атмосфере эпохальных перемен и политических интриг в городе, где при помощи рабства и угнетения создаются величайшие творения западной цивилизации, простые афиняне, столкнувшись с чрезвычайными обстоятельствами, пытаются продолжать жить обычной жизнью».

o-r.jpg

Структура этой книги почти полностью повторяет римскую. День города расписан по часам, с раннего утра до поздней ночи, и каждый час посвящен представителю одной из профессий (вазописец, торговка рыбой, инжирный контрабандист, градостроитель, капитан судна, колдунья, учитель борьбы, гетера, рабыни…). Но в отличие от Древнего Рима, где героями были условные римляне, в данном случае почти в каждой главе действует реальный человек. Скульптор Фидий (оказывается, статуя Зевса была облицована слоновой костью!), драматурги Сафокл и Аристофан (весьма язвительные и неприличные комедии он сочинял), врач Гиппократ (приведены весьма необычные его представления об ампутации), вазописец Клеофонт, ну Платона с Сократом и представлять не надо, и т.д.. Кроме того, в послесловии к каждой главе автор указывает те источники, которые он использовал (а порой и просто цитировал) при ее охудожествлении. Так что особо въедливые или любопытные читатели могут легко углубиться в детали.

Казалось бы, такой вариант должен был бы придать еще больше реалистичности тексту, но почему-то на самом деле вышло иначе. Большинство историй кажутся несколько притянутыми за уши. Оно, конечно, так и есть на самом деле, и удивляться тут нечему, но почему-то в случае Рима такого чувства искусственности не возникало. Но там вообще было больше быта и практически никакой политики, а вот в Афинах – интриги и войны выделены, как важная часть жизни, пусть в данный конкретный день они непосредственно и не затрагивают Афины. Так что часто эмоции тут выигрывают первенство у хозяйственности.

Кроме того, афинский день вышел несколько более фривольным, чем в случае Рима. Стыдно признаться, но применение редьки запоминается надежнее, чем стадии производства расписных ваз (хотя для меня это была одна из самых интересных глав). Ну и мне показалось, что жизнь Рима была представлена более объемно и цельно, а афинская получилась довольно фрагментарной и менее системной. Вероятно некоторая документальность повествования в данном случае все же заслоняет собой изящество художественной обработки, но кто знает, возможно сами легкомысленные греки тому виной.

Впрочем, это я уже придираюсь. Книга все равно очень хороша. Умение лаконично преподнести факты, сделать их любопытными (одна необычная система рабства в Афинах чего стоит), запоминающимися и погрузить читателя в Афины 416 года до нашей эры (именно этот год выбран автором) – исключительно ценна.

Рекомендую всем, интересующимся повседневной жизнью древних афинян, но не желающим штудировать унылые исторические книги. Британский профессор уже сделал это за вас :)