Больше рецензий

18 декабря 2023 г. 00:24

210

3 Граф Монте-Кристо в революционных цветах

Начиная читать эту книгу, я ожидала историю в духе «если бы граф Монте-Кристо был революционером». Можно сказать, что я была права и не права одновременно. С одной стороны, самому революционному движению в книге уделено до обидного мало времени – в первую очередь это история о людях, их нелегком жизненном пути и выборе, который они делают, а также об отношениях, о семье и о религии. Борьба итальянцев с режимом австрийцев, политическая пропаганда, подготовка к вооруженному восстанию – всего лишь фон, на котором действуют герои. И главный герой «Овода», Артур Бёртон, явно не дотягивает до Эдмунда Дантеса, который годами планировал свою месть. С другой стороны, когда я читала «Граф Монте-Кристо», Эдмунд Дантес произвел на меня крайне неприятное впечатление человека, зацикленного на своей обиде и из-за этого неспособного адекватно оценивать мир вокруг него, приносящего страдания абсолютно всем – и врагам, и друзьям, и незнакомцам. И в этом смысле Артур очень похож на него.

В начале истории Артуру Бёртону всего 19 лет, и он романтичный молодой человек, в котором чрезвычайная набожность сочетаются с почти детской наивностью и юношеским максимализмом. На одной из исповедей Артур рассказывает о делах революционной партии, членом которой является, священнику, который тут же доносит на него властям. Это было первым ударом, но окончательно его добило то, что два человека, которых он любил и уважал больше всего, его мать и его духовный наставник, отец Лоренцо Монтанелли, оказались вовсе не святыми и однажды предали свои клятвы перед богом и церковью. Тут впечатлительного Артура бросает из крайности в крайность, и он тут же отрекается и от религии, и от родных. По сути дела, мать Артура и Монтанелли совершили всего одну ошибку, пусть та и имела далеко идущие последствия. И Артур тут же забывает доброту и кротость своей матери, игнорирует явную привязанность и любовь Монтанелли – а ведь тот был готов отказаться от звания епископа по одной просьбе Артура! Нет, теперь он проклинает всех и вся, объявляет весь мир больным и буквально за пять минут решает бросить все, инсценировать самоубийство и начать новую жизнь где-нибудь в Южной Америке. Так и бежит из дома, даже не прихватив ничего, кроме горсти монет и карманных часов. Уровень продуманности – 0%, даже удивительно, что Артуру все-таки удалось тайком пробраться на корабль и покинуть страну. Впрочем, как мы узнаем позже, ничего хорошего из этого не вышло.

Через 13 лет Артур возвращается в Италию под именем Феличе Ривареса, также известный под прозвищем Овод за его острый язык. Все эти годы в Южной Америке здорово потрепали когда-то наивного и романтичного Артура – возвращается он хромым, с искалеченной рукой и изуродованным лицом, а также со сломанным, выстуженным сердцем, в котором не осталось места ни наивности, ни романтике. Впрочем, кое-что совсем не изменилось – максимализм Овода и какая-то детская логика в его действиях. Если сбежав из дома, Артур действовал по принципу «вот умру, и вы все пожалеете», то теперь его девиз – «если мне плохо, значит, всем будет плохо». Мне было действительно жаль читать обо всех мучениях, которые Артур испытал после своего побега – скитания по Южной Америке, работа на плантациях и в шахтах, избиение, превратившее его в калеку, унижения, что он вытерпел в бродячем цирке. Но ни разу Артур не признает, что он совершил ошибку, так опрометчиво покинув родной дом, и винит во всем Монтанелли и свою подругу юности Джемму. Когда Джемма рассказывает ему о том, что винит себе в смерти лучшего друга (т.е. самого Артура), - а вина Джеммы, на минуточку, заключается в том, что она неправильно истолковала слова Артура и дала ему пощечину, - Овод не упускает возможности напомнить ей о том, что она «убила» своего друга, а если вдруг он выжил и испытал то же, что и Овод, то это хуже смерти. И это при том, что Артур до сих пор очень привязан к Джемме, а позже даже признается ей в любви – но именно эта любовь, по-видимому, и побуждает его причинять боль близким людям.

К людям, к которым Овод не испытывает чувств, он еще более безжалостен. Его скитания в Южной Америке наградили Овода серьезными расистскими предубеждениями против людей с темным цветом кожи – и при этом он сделал своей любовницей креолку Зиту Рени, к которой Риварес, в зависимости от настроения, порой относится хуже, чем к собаке. А когда его прямо спрашивают, зачем в принципе заводить отношения с человеком, вид которого тебе противен, и таким образом мучить невинную женщину, Овод искренне удивляется: «Разве же это женщина?» И этому, гхм, чудаку хватает наглости оскорбиться, когда Зита бросает его после того, как в ответ на ее признание в любви Риварес открыто говорит, что не любит ее и живет с ней только потому, что так удобно?

Отношения Овода с Монтанелли, который за эти 13 лет стал кардиналом, еще более запутанные – Артура тянет к священнику, которого он до сих пор любит как наставника, но при этом он не в силах простить Монтанелли лжи и предательства. Овод беспощадно высмеивает церковь в целом, используя Монтанелли как мишень для своих острот, но при этом он не может отказаться от того, чтобы приблизиться к Монтанелли, пусть даже под чужим обличьем. Но и тогда Овод использует этот момент, чтобы побольнее уколоть Монтанелли, напомнив ему о прошлых грехах. Артур ненавидит Монтанелли за ложь, но при этом также обвиняет его в том, что Монтанелли не было рядом, когда Артур больше всего в этом нуждался, как-то подзабыв, что он сам сбежал из страны, да еще и сделал так, чтобы все думали, что он погиб. Позже Овод прямо признается, что единственная цель его революционной деятельности – натравить бунтовщиков на церковь, ведь именно бог отнял у него отца Монтанелли. Тут я снова увидела обиженного ребенка, который упрекает родителя в том, что тот любит кого-то больше него. И от этого становится еще больнее от самого напряженного момента в финале, когда Овод заставляет Монтанелли выбирать между ним и его верой, да еще и не оставляет Монтанелли возможности выбрать третий вариант – а ведь Монтанелли предлагал устроить Оводу побег!

И все-таки начиная со второй части, история меня захватила – в основном, конечно, за счет того, что фокус повествования смещается с Артура на других персонажей, и именно они спасли для меня эту книгу. Мне очень понравилась Джемма Уоррен, подруга юности Артура, сейчас – сеньора Болла. Джемма пережила смерть мужа и единственного ребенка, и хотя это было для нее тяжелым ударом, она не упала духом; Джемма рассудительна и предприимчива, она стала незаменимым членом революционной партии, к голосу которого прислушиваются и радикальные революционеры, и осторожные либералы.

В третьей части на сцену возвращается Лоренцо Монтанелли, поистине трагический персонаж. Кардинал, любимый даже ярыми противниками церкви, Монтанелли посвятил себя служению людям вместо того, чтобы делать карьеру в Риме – но все его добрые дела не могут заглушить боль от ошибок прошлого. Нет, Монтанелли не идеален – у него есть то же стремление переложить ответственность за свои решения на других, что и у Артура. И все-таки ему приходится принимать тяжелейшее решение, когда ему сначала нужно выбирать между жизнью одного человека и жизнью многих, а потом – и между своей верой и самым близким для него человеком. Неудивительно, что финал истории для него поистине трагичен.

Но самый мой любимый персонаж – Чезаре Мартини, соратник Джеммы по партии. Он всегда поддерживал Джемму в трудные времена, ничего не требуя взамен, он любит сладкое и не стесняется этого, а еще он любит котиков и ладит с котом Джеммы по имени Пашт. Вот он, мой идеальный романтический герой!

Книга прочитана в рамках игры "Собери их всех!" (2Е “Стрекот кузнечиков” — насекомые).