Больше рецензий
18 июля 2014 г. 20:55
715
3
Рецензия"Ну вот опяяяяяять", - воскликнула расстроенно я, когда принялась читать эту книгу и прочитала страниц так примерно пятьдесят. Ну почему столь многообещающая книга с заголовком "История..." содержит в себе сугубо культорологические знания? Этакий культорологический науч-поп, и здесь явно больше науки, чем "попа". Однако я честно пыталась не уснуть и разобраться в этих выжимках блестящих идей, тема-то безумно интересная.
Одной из проблем восприятия все-таки достаточно интересной книги была излишняя сжатость, как ни странно. Как будто автор излагал свои лекции, да в очень концентрированном виде, добавляя сливки из источников. На это наслоилась еще моя гуманитарная "слепота". Сейчас объясню. Еще в школе на уроках социологии, культурологии и прочей логии мне сложнее всего было проследить логические переходы между фактами. Вот преподаватель заявляет "Средневековью достались в наследство две различные модели питания: культура злаков и культура мяса. Злаки от римлян и греков, мясо - от варваров." Еще он заявляет: "Противостояние культуры хлеба и культуры мяса сменилось новым - культуры бедных и культуры богатых". Как так? Почему? Когда? Что же случилось? Начинаю уточнять, и очевидно это очевидно всем, кроме меня. Так и здесь, логические переходы вызывали в лучшем случае недоумение, в худшем - ощущение собственной двоечности.
Второй проблемой была противоречивость тематики. С одной стороны телу поклонялись, телом восхищались, Иисус - телесное воплощение Бога, Иисус - средневековое наше все, а с другой стороны Церковь тело запрещала, как источник скверны, греха и разврата. Соответственно все факты двоились постоянно, в каждой главе утверждается одно, потом тут же другое с пометкой "однако тут противоречие". Конечно, причины противоречия вполне объяснимы, но эдак можно что угодно рассказать под видом анализа и пяток диссертаций защитить.
Третья проблема - недостаток информации по раннему Средневековью вообще и конкретно в книге в частности. Интересно же проследить, откуда зародилась та или иная метафора, как развивалась и чем это вылилось сейчас. Так вот с "развитием" проблем нет, как раз лучше всего описаны факты в развитии, то бишь в XIII - XIV веке. А где то, что было раньше??? По книге ощущение, что вся история началась с XII века (таки придется перечитывать историю Средних веков). А где как это связано с сейчас??? Хочу и баста! А вот и фигушки, это уже за рамками темы.
И разрази меня гром, если я когда-нибудь буду читать с удовольствием фразы а-ля: "... отношения между душой и телом были диалектическими, динамичными, но не антагонистическими".
Комментарии
Вообще очень сильно разочаровалась в работах первого из указанных авторов
А почему? Вроде про него пишут, что он один из самых известных специалистов?
Потому что постоянно себе противоречит, у него нет цельной концепции, он выдвигает кучу теорий, но ни одного факта, по существу ничего. Общие детали, общие фразы, если ты не знаешь, как было, то и пиши, что "предположительно", а не выдвигай как теорию.
А нравится многим потому, что нет статистики и нудного перечисления
Вот дааааааа, заметила.
и ни одного логического вывода :)