Больше рецензий

23 декабря 2023 г. 00:27

180

5

Вот и наступил черед третьего тома второго моего любимого квартета после "Неаполитанского" Ферранте.

Напомню-ка вкратце, что у нас происходило в первых двух томах. Мир "Монстролога" - это мир конца 19-го века, населенный не только людьми, но и, очевидно, чудовищами. Изучает этих чудовищ научное сообщество монстрологов, как изучали бы любые другие опасные виды живых существ: вооружившись ружьем для ликвидации и скальпелем для препарирования.

Звезда американского монстрологического сообщества, доктор Уортроп, живет в глубинке, готовит доклады, ведет бурную переписку с коллегами и воспитывает маленького сироту, Уилла Генри. Воспитатель из Уортропа, как из мыши - академик: это тяжелый человек с эмоциональным интеллектом кирпича, склонный к приступам агрессии и уныния, но это мелочи.

Хуже другое - Уортроп осознанно и безжалостно тащит Уилла Генри в свою кровавую и мрачную профессию, заставляет ассистировать себе, подвергает опасности и буквально тычет лицом в смерти обычных людей. Вырезана семья с детьми? Жуткая чертовщина кошмарит нищие кварталы? Прикосновение к мерзкой жиже вызывает неизлечимое заболевание и скоропостижную мучительную гибель? "Пошевеливайся, Уилл Генри, нам надо заниматься делом!"

Третий том раскладывается на два слоя: сюжетный и психологический.

Сюжетно, мы обратимся к упомянутой выше мерзкой жиже, одно прикосновение к которой превращает человека в безумную, разлагающуюся кашу. Приключенческая линия протащит наших героев из благополучной Америки до самого края мира. Погоня за истиной начнется в лаборатории, а закончится в горах почти что необитаемого острова. Этот слой о том, как одержимость идеей может загнать ученого в такую даль, что можно и не найти путь назад. А еще о том, как не повезет всем, кто окажется рядом с этим ученым: хорошо, если вернутся вообще, а вот чтоб вернуться сохранными и умственно, и духовно, и физически... в лучшем случае, будет два из трех.

История хороша: умеренно мрачная, умеренно динамичная, но не она сделала книгу жемчужиной, по-настоящему мощной и пробирающей. Перейдем-ка к психологической части.

Этот слой о том, как это, когда долго смотришь в бездну - и чувствуешь, как она смотрит на тебя в ответ. О том, что происходит с тем, кого раз за разом заставляют смотреть на грязь и ужас. О том, как это, когда мрак прорастает в ребенке, лишенном значимых взрослых с крепкими моральными ориентирами.

Чем выше герои забираются в горы по сюжету, тем глубже в личную черноту сходит Уилл Генри, тем сильнее размываются его границы правильного и приемлемого. В первом томе монстрология его пугала, в этом же - завораживает. Не как наука, нет, но как источник тьмы, вызовов и ощущения остроты бытия. На раскаленной вершине, рядом с небольшим зороастрийским кладбищем, Уилл определит для себя цену человеческой жизни, и будет она до смешного невысока.

А мы, беспомощные зрители, можем лишь молчаливо наблюдать, как несчастный ребенок превращается то самое человеческое чудовище, что страшнее любой мерзкой жижи.

Это потрясающе сильно написано и чертовски больно. Как по мне, именно эта линия разложения личности, что тянется еще из первого тома, выводит цикл из поля "жанровой литературы" в литературу большую. Точно так же, как роман "Герои" Джо Аберкромби сломал жанровые границы "черного фэнтези" и стал одним из лучших батальных романов, что я когда-либо видела.

На этом я, пожалуй, завершу мой рассказ и пойду перечитывать четвертую, последнюю часть. Хочу успеть рассказать о ней до новогодних праздников.

Пишу о книгах и кино на канале "Пиксели и перо"