Больше рецензий

23 декабря 2023 г. 12:29

323

5

Неоднозначность – то, что преследует по пути прочтения “Портрета” Оскара Уайльда. Это и составляющая хорошей крепкой истории, которая не делит повествование на чёрное и белое, а напротив, исследует разные грани.


Улавливается это не сразу. Знакомая многим история о молодом человеке, переложившем бремя старения на собственный портрет, поначалу кажется довольно-таки типичным морализаторством. Текст не несёт чётких оценок, только мниние персонажей, но выдаёт, тем не менее, вполне понятную картину – порок однозначно страшен, он необратимо искажает душу и в целом остаётся явлением вредным. Разврат, пошлость, резкие бесчувственные слова и ещё более страшные поступки – это всегда плохо, но интересно заметить и другой момент. Многие поступки героя, очевидно считающиеся неприемлемыми в описанном обществе, в современных представлениях могут ощущаться совершенно иначе. Отчасти “низкие” поступки Дориана и вовсе не называются, отражаясь лишь в реакции общества. В таком случае можно задуматься – важна ли вообще степень совершаемого персонажем зла, или же текст несёт в себе нечто иное?


Интересно обратиться к историческим фактам и прислушаться к предисловию автора. Очевидно, что ключевой упор в книге делается в отношении с искусством и разборе популярной в те времена философии. Эти взгляды отражаются в образах двух персонажей – преисполненного моралью художника Бэзила и живущего по сомнительным законам лорда Генри. На протяжении всего повествования испытываешь симпатии к первому персонажу – он добр, чист в своих помыслах, гениален как художник. Он, что важно, создаёт искусство и вписывается своей работой в принятые рамки. С другой стороны лорд Генри – этакий демон на плече Дориана. Приятные чувства к персонажу ощутить сложно, он только и делает, что склоняет молодого человека к сомнительным удовольствиям и всячески развивает идею силы красоты. Красота в его понимании, сопряжённая с молодостью – это огромная сила, значимый исчерпаемый ресурс. Пока Бэзил говорит о чём-то возвышенном и во многом лишает себя жизненных удовольствий, лорд Генри считает, что жить нужно здесь и сейчас, невзирая на рамки. При прочтении несложно уловить очевидное осуждение последнего персонажа, но вместе с тем часто и задаёшься вопросом – во многом ли он неправ? Ещё более интересно текст играет, если немного погрузиться в биографию самого Уайльда, откуда можно почерпнуть интересный факт – сам автор разделял философию лорда Генри, а это весомое основание увидеть в тексте нечто большее, чем простую сказку о правильном и неправильном.

Обрушившаяся на Уайльда критика закономерна для того времени, но оттого не менее пуста. Это глупо хотя бы потому, что сам автор, очевидно, не задаётся целью обучить читателя чему-то, он не вкладывает в историю урок. Он просто показывает, как может быть. А точнее – как обязательно случается с каждым, разве что в красиво утроенной форме. “Искусство вполне бесполезно”, – заявляет автор в предисловии, выделяя полезность разве что в красоте своего произведения. Пожалуй, понятие “красота” включает в себя силу ощущаемых эмоций. Хороших или плохих – не так важно. Это могут быть в равной степени сильный и “красивые” эмоции. “Портрет Дориана Грея” довольно прост и предсказуем, но в связки с личным падением каждого человека, он заставляет испытывать совершенно особые эмоции. Отчасти возникший после публикации резонанс – это и отражение актуальности произведения. Порок принято скрывать и порицать, но дело в том, что он в разной степени свойственен абсолютно каждому, текст отражает и это в лице не такого однозначного Бэзила. Если это явление, к тому же, относительно, есть ли необходимость прятаться и осуждать? «Ибо наблюдать за портретом будет истинным наслаждением. Ему удастся исследовать самые тайные закоулки собственного сознания. И портрет станет для него волшебным зеркалом».

https://t.me/say_lalalalala/100