Больше рецензий

25 декабря 2023 г. 23:57

272

3.5 Флуктуации эманаций, эманации флуктуаций

Занятное произведение оказалось, не ожидала. В начале я немного скучала, слог слишком возвышенный для фантастических приключений. Но в общем-то это и не они были. Философия, религия, теософия, следы Блаватской в дымке разумного христианства, много Индии и "мудрой воды", переливаемой из решета в сито.

В принципе ярких событий в книге нет, кроме самого зачина - обретения главным героем бессмертия. Посвященные вводят его потихоньку в курс дела, что с ним произошло и как с этим жить дальше. По ходу рассказывают свои собственные истории. Параллельно герой раскрывает подробности жизни своего предшественника - того, кто обменялся с ним жизнью на смерть. В настоящий момент новообращенный ничего особого не совершает - вся событийная часть романа уже произошла в прошлом - он только узнает и исправляет кое-какие ошибки (не свои!). Может быть, предполагается, что на чужом опыте можно нарастить собственный опыт. И звучит не очень, и в тексте подтверждений не много.

Если честно, то поведение Ральфа вообще вызывает недоумение иногда. Больше всего удивил момент, когда герой узнает о невыносимых страданиях Лилианы, которые он может прекратить, но вместо того, чтобы мчаться на помощь, он еще полтора года живёт в Индии, наслаждаясь семейной жизнью с очередной бессмертной душой (ну она ж одинокая такая...) Кстати, сложный огород с избранием в новые бессмертные именно Ральфа шит белыми нитками, когда узнаешь, что бессмертных дам-с да слуг-с кругом пруд-пруди. С предшественниками тоже не складывается ребус - по времени люди в хрустальных гробах либо обессмертили себя еще будучи обезьянами, либо они таки все жили одномоментно, просто некоторые плюнули на эту волокиту раньше.

Стройной системы в мировоззрении Крыжановской я не заметила. Эликсир вроде бы жизненный, волшебный, но обессмертить может только тело, ведь душа и так бессмертна. Причем здесь христианство машет ручкой буддизму и душа возвращается бесконечно в новые смертные тела. Правда, только в том случае, если не была запятнана грехами при жизни. Грешная душа превращается в вампира и кружит вокруг живых, выпивая их силу. Фантазия вообще у писательницы отличная. Уверена, что Стругацкие и Чапек вдохновлялись её романами ;) Интересно, кому она сама обязана своими идеями и образами.

Размышлений о бессмертии души очень много, они велеречивы и возвышенны. В них даже есть смысл и хорошие идеи. Крыжановская без конца повторяет, что душа обязана трудится, иначе никакое бессмертие не помешает ей погибнуть. К сожалению, практического, конкретного примера труда она так и не показывает. За исключением разовой помощи беднякам, да и то, по большому счету, чужими руками. После Ральф занимается исключительно своими делами - любовью, языками, развитием, путешествиями и посвящением. Разговоров очень много, но все они прелестно эфемерны - флуктуации, эманации, флюиды, токи, энергии, сгустки, духовный мир, туманы и пары. Раз десять упоминалась некая лаборатория, но во-первых, до неё так и не дошли в этой книге (их пять в цикле), во-вторых, подозреваю, что работать бессмертные будут над выжимками из эликсира жизни, а не над пополнением таблицы Менделеева новыми элементами. А зачем нужен эликсир так никто и не понял. Ради изучения самого себя. Скорее всего, Крыжановской просто хотелось пофилософствовать. И она придумала неплохую обёртку для духовных наставлений. Её позиция хорошо видна в тексте, но я бы не сказала, что она упоротый морализатор - Ральф далёк от идеала, он легко заводит любовниц, позволяет себе забывать о чужой боли, редко вспоминает, что он вообще-то врач (причем по душевным болезням!), он не работает (хотя всё время об этом говорит), благоволит сомнительным друзьям-прихлебателям (отдавая себе отчёт в их "низости и низменности", но его это устраивает) - он по-человечески слаб, его путь к бессмертию только начинается.

Женщин Крыжановская рисует несколько иначе. Они явно сильнее - любая из них, от баядерки и гризетки до принцессы. Но при этом они всё равно зависимые. Интересное рассогласование - желаемое и действительное сплелись в образы неистовых и благородных (или не очень) красавиц. Женщины, которые не пропадут без мужчин. Но по привычке ждут покровительства и живут, глядя снизу вверх на весь мир.

Не знаю, буду ли читать продолжение. Любопытно, конечно. Но мне кажется, автор будет переливать те же мудрые мысли обратно, из сита в решето.