Больше рецензий

26 декабря 2023 г. 19:54

128

5 Куда приводят тени

Что делать, если за вами летит Тень? Тень бывает разной
(достаточно вспомнить сказку Шварца). В книгах Яны Летт Тень приходит
из прорех - порталов, которые в “новом” мире образуются из-за
электричества: и появляются из них полумифические, но от этого не менее
опасные существа. Мир без электричества - это не только темнота и
необходимость готовить еду на костре. Это ощущение тревоги, привычка
носить с собой оружие и то, что заставило людей переселиться в лес.
Именно поэтому величественные “неоновые” города “старого” мира за
очень короткое время опустели, стали опасными, а умение метко стрелять
стало важнее, чем задатки ученого. Именно поэтому Кая и Артём
отправились буквально в неизвестность, имея папку с ценными
документами, сомнительные шансы добраться до цели и мечту вернуть
“старый” мир. И оказались в Красном городе.
Во второй части серии сюжет сильно эволюционировал. Первая
книга - это фантастика с элементами антиутопии, “Мир из прорех. Другой
город” - серьёзный шаг в сторону фэнтези со всеми элементами этого
жанра: обилие странных существ, сказочные мотивы - караван,
подземелье, таинственные артефакты, детективная линия. Здесь уже
меньше отсылок к классике отечественной фантастики, “Посёлку” Кира
Булычева. Мир трилогии становится более самостоятельным, объёмным.
По сравнению с первой книгой во второй части трилогии
значительно меньше движения, меньше леса, но больше города. И это два
совершенно разных мира со своими правилами. Лес становится для героев
испытанием, порой ловушкой, но принимает их и не стремится изменить.
Город как особая реальность начинает трансформировать героев, их
отношения, установки. Он вроде бы не несёт в себе явной опасности как
город Тени, не населён опасными существами как Северный город. Но в
то же время давит на людей, меняет их, делает привычное зыбким и
неустойчивым. И эта атмосфера неустойчивости, непредсказуемости,
передаётся читателю. Не случайно это Красный город; красный цвет как
знак тревоги.
В этой книге дуэт героев прежний, но между ними серьёзный
диссонанс. И дело не только в том, что они очень разные, но и в том, как
по-разному они смотрят на происходящее. Артём, как ученый, человек
логики и рацио. Кая мыслит совершенно по-другому. Она привыкла
доверять своей интуиции, натренированной вместе с необходимыми
навыками выживания. Ей чужды теории, эксперименты, наблюдения,
понятные для Артёма; её мир, её реальность совершенно иная. Это пусть
не постоянная опасность, но постоянное её ожидание, и привычка
доверять только себе. Её мир проще и во многом ближе к реальной
ситуации, чем формулы и расчеты, которыми живёт Артём.
Примерно с середины книги ощущаешь нарастающее в Красном
городе напряжение. Оно таится в приглушенных разговорах о тех, кто
неожиданно исчез из города, в вопросах, которые не задают, опасных
ночных вылазках; и постепенно догадываешься, что это не случайно. Всё
копившееся на протяжении сюжета волнение, недоверие, отчасти
подтверждая догадки героев, отчасти добавляя новых вопросов,
выплескивается в финальной главе, за которую хочется сказать автору
“браво”.
Дж. Р.Р.Толкин, который разбудил читательский интерес к
жанру фэнтези, когда-то сказал, что “Лучшая форма для длинного
произведения - это путешествие”, и сюжет “Мира из прорех” - отличное
подтверждение этой мысли. Путь героев - это то, что выстраивает сюжет,
придает смысл “прорехам”, “ламиям”, красному камню. И если в первой
книге путешествие Каи и Артема было интересно своей необычностью, во
второй части темп движения замедлился, то сейчас интересно, что ждет героев в третьей книге.