Больше рецензий

27 декабря 2023 г. 20:57

466

5 ИГРА В ПРЯТКИ С СУДЬБОЙ

Блистательно, мощно, пронзительно – и всё это ещё в большей степени, чем в бесподобной «Piccola Сицилии». Десятки эмоциональных стрел, выпущенных в самое сердце. Разум и чувства, переплетённые в сюжетный орнамент невероятной силы. Политический подтекст, напрочь срывающий одежду со всех, кто хотел бы остаться нейтральным. Роман немца Даниэля Шпека «Улица Яффо» («Jaffa Road») – продолжение ставшей бестселлером «Piccola Сицилии» – начинается в Палермо, где, оказывается, жил последнее время Мориц Райнке, бывший военный корреспондент и оператор пропагандистской роты, и куда по печальному поводу – проводить его в последний путь и разобраться в причинах, побудивших покончить жизнь самоубийством – прилетают его приёмная дочь Жоэль и немецкая внучка Нина, с которой Мориц не был знаком. Каким образом забросила его в Палермо судьба, его, въехавшего в 1948-м году с женой-еврейкой Ясминой и Жоэль по поддельным паспортам в Палестину, которая скоро официально станет называться Израилем? И как получилось так, что никто ни сном ни духом не знал, что у Морица / Мориса есть ещё и сын-палестинец, Элиас Бишара, живущий здесь же, в Палермо? Шпек, опираясь на факты и недвусмысленно расставляя акценты, рассказывает историю трёх незримо связанных между собой семей на фоне общественно-политических трансформаций и переносит нас то в Хайфу и Берлин, то в Вифлеем и Мюнхен. Множество историй, чьи разрозненные, казалось бы, осколки мы удивительным образом ювелирно склеиваем в сознании, историй, где «два национализма столкнулись друг с другом, как неудержимая сила наталкивается на непоколебимую стену», историй, где «одуряющая смесь отвращения, ярости и отчаяния» соседствует с робкой надеждой и любовью. Вышедший в 2021-м году в Германии роман никогда не потеряет своей актуальности, а в 2023-м – из-за разгорающейся с каждым днём всё сильнее эскалации арабо-израильского конфликта, масштабами катастрофы уже превосходящего всё, что было раньше – попал в самое яблочко печального геополитического тренда. Наверное, кто-то скажет, что это нас не касается, что это всё далеко от нас, ведь это действительно большая «привилегия– наблюдать за ужасом по телевизору. Одно нажатие кнопки – и ужаса нет». Одна из главных идей, которую хочет донести Шпек до читателей, безотносительно того, в каком уголке мира они проживают – «не поддавайтесь ненависти. Любите соседей. Так написано во всех трёх священных книгах». В романе очень много того, о чём лично я не знал и даже не подозревал, и во время чтения, как и Нина, от лица которой ведётся повествование, задавался вопросом: как я мог упустить очевидное – что историю пишут победители? Вместе с Даниэлем Шпеком мы задумываемся и о своих семейных историях, об избирательности нашей памяти и о том, насколько объективными в принципе могут быть воспоминания. Многослойный, с действительно полифоническим звучанием роман о прошлом, которое продолжает влиять на настоящее.