31 декабря 2023 г. 17:25
430
4 «Не исполин ещё, но и не карлик уже»
Не очень люблю исторические романы, тем более детективы, и к этому тоже подходил с изрядной долей скепсиса. Результат, однако, вполне удовлетворил.
Первое, о чём стоит упомянуть – это атмосфера. Повествование буквально дышит концом XIX века, ещё очень многое архаично, но ростки прогресса и нового времени уже бурно прорываются наружу, принося вместе с собой не только сияющие перспективы, но и новые теории мироустройства. И в центре всего этого стоит вопрос создания сверхчеловеков новой формации.
Второй момент – сюжет. Он местами чрезмерно накручен, всюду расставлены «совы не то, чем они кажутся», но повествование сильно захватывает и держит внимание, заставляя двигаться вперёд.
Третий момент – всё-таки идеи. Это не просто бытовой детектив. На кону судьбы мира, а с другой стороны – тщательно запрятанный антагонист с предельно понятной мотивацией. И эта мотивация подробно и всесторонне нам раскрывается. И самое главное, в ней вполне есть рациональные зёрна, просто увязано это всё в искажённую с точки зрения официальной гуманистической позиции оболочку.
Роман, несмотря на свою реалистичность и приземлённость неплохо напичкан постмодернистскими метатекстовыми отсылками. Лиза «приехала» к главному герою очевидно из Крамзина, и, если вы помните оригинал, финальный твист не станет для вас сюрпризом. Идея главного антагониста о невинных жертвах – это, по сути, кредо Раскольникова. Есть отсылки к Мастеру и Маргарите , но они запрятаны очень глубоко, и, если бы я не перечитал роман Булгакова в этом году, я бы их не нашёл (ну кроме очевидной параллели с Азазелло). Эти маленькие пасхалки сделали чтение многократно приятнее.
Получил от автора намного больше, чем ожидал, и с интересом продолжу знакомство с романами этой серии.
Чхартишви́ли, однако. Он там, а мы здесь. Не люблю крыс.