Больше рецензий

2 января 2024 г. 12:55

193

4

Мне очень понравилась идея книги. Через события в жизни известных людей (Кокошка, Пикассо, Кафка, Гитлер и др.) показать весь 1913 г. Последний предвоенный год как хроника культурной жизни Европы.
Но у меня возникла большая проблема. Автор – немец, и в первую очередь на страницах книги упоминаются немецкие и австрийские деятели культуры и искусства. А я с Германией и Австро-Венгрией практически не знакома, поэтому часто возникал вопрос «Кто эти люди?» NN переехал с такой-то штрассе на такую-то штрассе… Мамочки…
Но дух какой-то нервозности (не просто так же многие болели нервами и наркоманили), безумных личных отношений, какого-то непонятного грядущего передан отлично. Как и некоторые «точки отсчёта» 1913 г.: балет «Весна священная, выход «Смерти в Венеции» Манна, «Велосипедное колесо» Дюшана, «Чёрный квадрат» Малевича, нашедшаяся после кражи «Мона Лиза»…
«Мне бы сейчас хотелось быть словно без лица, словно свернувшийся ёж, который раскрывается лишь вечером в городской канаве, выбирается из неё осторожно и упирается мордочкой в звёзды.» (Райнер Мария Рильке)