Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2014 г. 10:22

95

5

"Дневник мотылька" Рэйчел Кляйн - роман, который меня сразу заинтересовал. Я вообще люблю атмосферу закрытых школ для девочек в искусстве, люблю готические романы, но не все тут так просто. В некотором роде эта книга тоже может быть смело отнесена к вампирскому роману, и вместе с тем, это не книга о вампире. Он тут то ли есть, то ли его нет... не так уж и важно. Возможно, что Эрнесса не была вампиром, а рассказчица действительно страдала от некоего психического расстройства и нежелания взрослеть. В таком ключе, Эрнессы и вовсе могло не быть, она могла представлять собой лишь сублимацию главной героини, собственное восприятие своей же личности. Я склоняюсь к этому мнению. Хотя, возможно, что и была... и такой вариант тоже не исключен. Такие романы хороши своей недосказанностью и свободой трактовки.
Этот роман и не о взрослении, хотя в конце неизбежно затрагивается эта тема. Для меня эта книга о нежелании взрослеть. И в этом смысле выбор вампиризма как символики не случаен.
Я только сейчас начала понимать этот страх взросления, это нежелание вырастать, как у Питер Пэна, и только сейчас предисловие Каст к сборнику о вампирах "Бессмертные" приобрело для меня некий смысл. Хотя вампиризм - это нечто большое, чем мечта о застывшей юности, но все же это существенная часть его. И я поняла, наконец, что она хотела сказать, когда говорила, что вампиризм в некотором роде квинтэссенция юности, что объясняет такую тягу к нему у молодежи. В моей юности страха взросления не было, и это закономерно, - юность мнит себя бессмертной, и кажется, что так будет всегда. Так как есть.
В этом отношении Эрнесса - Кармилла автора, - приобретает еще больше родства с рассказчицей. Она другая, но она, возможно, то, чем главная героиня хотела бы быть. И, однако, чтобы жить дальше, нужно было неизбежно измениться, повзрослеть. Вампир, возможно, квинтэссенция вечной молодости, но чтобы оставаться неизменной, нужно - во всех смыслах, - умереть. И вот в этом-то и был выбор героини, - застыть или жить дальше? Но на этом фоне ее последний вопрос - а так ли уж важно было оставаться человеком, - говорит сам за себя.
Помимо этой и без того непростой философии, в романе очень много девочковой правды, если, конечно, девочку интересовало еще что-то, кроме мальчиков и нарядов, много строчек, которые цепляют за душу, заставляя узнавать в них себя. Да, не все в школьном возрасте влюблялись в подруг, не все зацикливались на собственных отцах и не у всех были сложные отношения с матерью и психические расстройства. Но в чем-то каждая, каждая узнает себя такой, какой она была. И эти строчки об эгоизме девчоночьих стихов, выставляющих только автора на обозрение публике, и это страстное желание быть понятой и одновременно отчаянное осознание того, насколько ты одинок, и эти переживания, невероятно острые, яркие - всем девочкам это знакомо. Некоторые фразы западают в душу, запоминаются и так и просятся к цитированию. В общем, очень психологичная, очень поэтичная и очень девичья книга.