Больше рецензий

Razanovo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 января 2024 г. 01:19

343

4 А завтра был геноцид

События в романе происходят в начале 70-х годов прошлого века в африканском государстве Руанда. В молодом государстве, получившем независимость в 1962 году (Руанда бывшая колония Бельгии), скопилось много проблем.

С давних времен на территории Руанды проживают 3 народа: малочисленные пигмеи тва (около 1 %), тутси (около 15 %) и хуту (около 85 %). Еще в конце бельгийского колониального правления власть в стране перешла к националистам из хуту, которые в последствии объявили "политику национального большинства" и начали "детутсизацию" страны. Права тутси были сильно ограничены, велась агрессивная пропаганда, что тутси враги Руанды, тутси официально стали называть тараканами - иньези, а тараканов надо уничтожать. Периодически проводились массовые акции, где тутси безнаказанно избивали и убивали (большое количество тутси были вынуждены эмигрировать в соседние африканские страны). Фактически в открытую готовился геноцид - "окончательное решение" вопроса с тутси, который и произошел в апреле-июне 1994 года, когда за 100 дней были убиты по разным оценкам от 350000 до 1000000 тутси и умеренных хуту.

Я позволил себе краткий экскурс в историю, так как межнациональный вопрос один из ключевых в романе. Достаточно глубоко причины геноцида тутси и его последствия можно узнать, например, из книги французского журналиста Филипп Гуревич - Мы вынуждены сообщить вам, что завтра нас и нашу семью убьют. Истории из Руанды , можно почитать и художественное произведение Жиль Куртманш - Воскресный день у бассейна в Кигали .

В романе мы видим историю воспитанниц закрытого элитного учебного заведения для девочек, лицея Богоматери Нильской, Вероники и Вирджинии (обе тутси).

В лицее одна из воспитанниц, активистка хуту, Глориоза организовывает травлю и позже избиения и убийства лицеисток национальности тутси. Это при полном попустительстве руководства лицея, преподавателей, в том числе бельгийцев и французов, и при содействии отца Эрменегильда - священника-развратника из местных (любит индивидуальные "беседы" с воспитанницами).

Кроме национального вопроса в романе можно увидеть и другие пороки руандийской действительности. Девушки являются фактически товаром, а девушки из семей элиты - дорогим товаром. Влиятельные родители: чиновники, бизнесмены, военные присылают в лицей дочерей, чтобы они получили классическое образование, чтобы потом прибыльно их отдать замуж, получив за них различные блага и привилегии.

Другой интересный момент в романе это отношения белых и африканцев. Руандийцы, несмотря на окончание колониальной зависимости, относятся к белым как к представителям высшей расы: мечтают жить как белые, девушки отбеливают кожу, выпрямляют волосы. Белые относятся к африканцам в лучшем случае снисходительно, а вообще считают их вторым сортом. Власти независимой страны продолжают с благоговением расстилаться перед бывшими колонизаторами, принимая их подачки.

В общем, в романе целый клубок проблем африканского патриархального, погрязшего в коррупции и национализме, общества и на этом фоне история двух молодых девушек Виктории и Вирджинии.

Роман не перегружен большим количеством персонажей. Сюжет линейный, рассказ идет от третьего лица. Присутствует местная экзотика (колдун, легенда), немного терминологии на киньяруанда (руандийском языке). Книга, благодаря небольшому объему и интересному сюжету, читается легко, несмотря на мрачную действительность в романе.

Спасибо Lananokhin за рекомендацию