Больше рецензий

8 января 2024 г. 18:22

188

3.5

Когда-то давно я смотрела одноименный фильм (и ничего из него не запомнила, кроме продажи девственности — самой отвратительной для меня вещи и, если честно, надеялась, что его придумали авторы фильма для шокирующего эффекта, но увы, нет). Книгу же я решила прочесть, потому что для закрытия годового списка мне не хватало пункта из рекомендаций BBC. Так себе причина, конечно, но я в какой-то степени рада, что мой выбор пал на эту книгу.

Это история одной японской девочки, которой пришлось стать гейшей. Автор книги — мужчина, и я с начала была готова обвинять его в мерзких влажных фантазиях, но мои опасения не оправдались. Мне кажется, автору вполне удалось влезть в шкуру женщины, и к тому же женщины чуждого ему менталитета. Книга написана прекрасным языком: повествовательница бывает и поэтичной (на мой несведущий взгляд, по-японски поэтичной), и деликатной в описаниях интимных моментов, которых в тексте не так уж много. Сама история очень увлекательная, все герои и детали находят свое гармоничное место в общей сюжетной канве, автор даже оставляет сюрприз для финала, который выглядит не как deus ex machina, а объясняет странности из начала книги. В общем, как текст, как литературное произведение книга мне очень понравилась.

Но если говорить о сути, о смысле...
Мне внутренне глубоко чужда и даже противна вся эта культура воспитания женщин, обучающая в прямом смысле с младых ногтей ублажать мужчин (в данном случае, не в пошлом смысле, но разве это важно?) Эти красивые, но пустые вещи, которые потеряли всякий смысл во время войны, когда на первый план выступили более насущные человеческие потребности, никакого восхищения и сопереживания у меня вызвать не могут. Разве только в самом-самом начале, когда маленьких девочек ломают жестоким обращением, внушением, что они — пустое место, пока не научатся быть послушными и угождать: сначала уродливым, алчным мамкам, потом мерзким, старым богатым мужикам (да, именно старым; мужчина, которому не было тридцати, очень выделялся из общей массы привычных клиентов главной героини, чем и привлек ее внимание. А с любовью всей ее жизни у нее разница в возрасте минимум 30 лет).

Но это же великое традиционное искусство, могут мне возразить, девочки учатся танцу (да, ок), игре на музыкальных инструментах (да, ок), искусству ведения беседы и подержания разговора — а вот тут я уже "не верю". Да, главная героиня от природы остроумна и сообразительна, в детстве ее даже называют умной, но она не читает ничего, кроме альманахов предсказателей и журналов. Но это и не удивительно, ведь в школе для гейш, похоже, нет предмета "литература" (не говоря уже о каких-то других общеобразовательных предметах). Она только изредка читает какие-то книги, истории из которых можно пересказать особо занудным клиентам. Я очень сомневаюсь, что с такими людьми, как Барон, или Доктор Краб, или Генерал, или даже Нобу, можно обсудить "Повесть о Гэндзи" или процитировать Басё. Цвет общества довоенной Японии — избалованные, разложившиеся аристократы или малограмотные нувориши, а после войны — американские солдаты и "хрюкающие" министры. Им нравится игра в "пьяницу" на раздевание или "правда или стакан"...

Не знаю, что я всем этим хотела сказать. Пожалуй, все минусы, которые я поставила книге — за то, что я ожидала легкого и приятного чтения, а меня заставили расчехлить внутреннего борцуна за права женщин — и ведь это явно не то, что хотел сказать автор "романа-сенсации, покорившего миллионы женских сердец".