Больше рецензий

9 января 2024 г. 19:39

663

4 Жизнь – это единство. Единство противоположностей, а не борьба.

Элантрийцы – падшие боги, в одночасье потерявшие всех своих почитателей, способность к магии, красоту и вечную жизнь в раю. Раньше шаод (превращение в прекрасного и всесильного бога) считался благословением, а сейчас это – настоящее проклятие, и всех, кого постигла эта участь, запирают в Элантрисе – некогда самом прекрасном, а теперь пришедшем в полный упадок городе.
Его жители полностью отрезаны от внешнего мира, но тем не менее становятся орудием в развернувшейся войне двух идеологий – Шу-Дерет и Шу-Корат. Обе эти религии являются ответвлениями от одной главной – Шу-Кесег.

Старый мастер Кесег учил двух своих учеников единству, но каждый понял это единство по-своему. Шу-Дерет проповедует единство послушания и дисциплины, и в последствии укореняется в воинственном государстве Фьерден. Шу-Корат, в свою очередь, проповедует единство любви, и сердцем этой религии становится Теод.

Элантрис же находится в Арелоне – это другое, исповедующее Шу-Корат государство. Но после падения Элантриса эта ветвь религии постепенно теряет свою силу, и Фьерден, пользуясь случаем, объявляет Корати ересью, а Дерети – единственной истинной верой. Таким образом в мире происходит раскол, и единство любви всё уступает и уступает единству послушания.
На момент начала повествования прошло всего 10 лет с тех пор, как Элантрис из цветущего города превратился в тюрьму прокажённых, но этого хватило, чтобы одно за другим все государства, проповедующие Шу-Корат, перешли во вражеский лагерь. Теод и Арелон всё ещё пытаются объединить свои силы и противостоять Фьердену, но в глазах всего мира боги больше не покровительствуют этим государствам, а значит "правильной" верой является Шу-Дерет. Фьерден направляет в Арелон своего джьерна, чтобы тот обратил в истинную веру короля или устроил переворот и смену власти таким образом, чтобы на троне оказался человек, готовый принять Шу-Дерет. У джьерна только три месяца для насаждение вражеской религии на земле Арелона, в противном случае Фьерден будет действовать силой.
Очевидно, зачем нужна война правящей верхушке, ну а для простых верующих существует красивая сказка о том, что с объединением всех государств под властью Фьердена, в мир придёт дереитский бог Джаддет и вознаградит их за верность.

Если честно, я ждала более лёгкого чтения от фэнтези про магию, а эта книга для меня скорее из серии "не читал один день – забыл всё". Первые три главы, пока нас знакомят с тремя линиями сюжета: Раоденом, Сарин и Хратеном я не могла понять ничего. Приходилось перечитывать, возвращаться назад, догадываться по контексту, о чëм идёт речь. Но где-то к десятой главе у меня уже сложилось более-менее чёткое представление о вселенной, и вот тогда уже оторваться от чтения было сложно. Отчасти все-таки потому что боишься растерять "усвоенные материал" по мироустройству.

Самая интересная сюжетная линия – конечно, события в Элантрисе и Раоден, остальные главы я читала в каком-то смысле как горькое лекарство. Когда в первый раз в них появилась магия, во мне затеплилась надежда, что и дальше я увижу, как красиво элантрийцы рисуют в воздухе руны, но этому не суждено было сбыться.
Первая часть как бы только подводит читателя к самым трагичным и динамичным событиям этой книги. А все поставленные вопросы будут решены в самом конце. Ну и так как книга буквально начинается с исчезновения магии, она не вернётся до последнего.

В целом впечатления от книги у меня приятные, особенно когда "набила руку" и стала читать её быстрее. Во второй части автор даже наконец начинает обрывать главы на самом интересном моменте. Это сильно добавляет желания читать дальше, потому что порой конец какой-нибудь из глав противоречит всему написанному до неё, и это здорово. Но есть и минусы – я не очень люблю, когда всю развязку по всем линиям сваливают на последние главы. Мне всегда тяжело осмыслить и запомнить концовку, особенно когда это боевое или героическое фэнтези. Для меня мимолëтная смерть персонажа в бою кажется слитой. Вот он просто умер и герои бегут дальше, я могла бы почувствовать грусть, но не стану.

Отдельное "спасибо" за многократное упоминание боли, которая с элантрийцами неотступно: стоит проснуться и она уже не покидает их до сна, а во сне приходят кошмары, так же прерываемые болью. Во мне очень откликается эта деталь, и в книге рассказано, каким образом элантрийцы с этим справляются.
К середине книги уже все главы становятся захватывающими и за каждым из трёх ведущих персонажей становится интересно наблюдать. Все они – умные, размышляющие герои и одарённые политики, которые быстро понимают уловки друг друга, что не даёт повествованию затянуться.

Возможно, по моей рецензии можно подумать, что книга мне не понравилось, но на самом деле она действительно очень хороша с точки зрения персонажей, дворцовых интриг, хитрости, геройства, дружбы, политики. Но не магии. Там есть, где поплакать, где посмеяться и где подумать. Для меня большая редкость (и радость), если книга заставляет плакать, а с "Элантрисом" у меня как раз получилось настолько проникнуться некоторыми эпизодами.
Я поставила бы этой книге твёрдую пятёрку, но поставлю всë-таки чуть меньше, потому что хотела немного другого – больше магии и меньше политики. Но получилось как получилось, и вышло всё равно хорошо. Думаю, мне не хватило проработанной истории Эйон Дор, сеонов, озера, Адиена. В этой книге магия была чем-то сродни декорации для политических интриг, а не наоборот, как мне бы хотелось.