Больше рецензий

13 января 2024 г. 11:46

99

4 Спойлер "Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзённый копьём."

Вообще, возможно, быть деревом не так и плохо. Растёшь себе, веточками под ветром шевелишь. Никаких мировых проблем и поехавших крышей учёных.
Но нет.

Действие во втором томе показалось мне, пожалуй, замедлившимся.
Вуко всю первую главу тяжко размышляет о том, что он дерево (к последней главе я пришла к неминуемому выводу, что он и в виде гуманоида иногда тот ещё дуб, но это ладно), и, кажется, его это почти устраивает, разве что однообразный пейзаж немного раздражает. Все последующие Вуко собирает всё, что превращение в дерево у него забрало, видит странные сны, пытается умереть, вспоминает, что умереть не может, потому что чувство долга, и ещё общается с богами.
Именно сюжетного движения как такового нет - частая, по моим наблюдениям, проблема вторых книг, но здесь оно компенсируется большим количеством вотэтоповоротов.
Какой-никакой рывок происходит уже в самом финале, но он такой. Такой прям, что ничего не закрывает, а только приглашает в следующую часть смотреть, потому что Вуко со своей сверхмиссией как бы и не справился, а у Филара есть совет от папеньки ещё немного потерпеть ради великой цели.

Мне по-прежнему не совсем понятна (и даже не особенно интересна) эта вторая ветка повествования, где последний императорский сын бежит через объятые религиозной революцией земли в пустыню и дальше, к людям-медведям, потому что из неё всё ещё не следует, какое отношение она имеет к основным событиям, показанным глазами Вуко. Смутно подозреваю, что жрица-пророчица - на самом деле ещё один земной учёный, и она тоже переосмыслила отношение к реальности, решив сделать мир лучше, но это пока нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
Но эта линия стала намного насыщеннее, чем у Вуко: на долю наследника, который уже не наследник, выпадает такое количество испытаний, что странно, как он там не двинулся головушкой, или, по крайней мере, двинулся незначительно. То они с телохранителем вынуждены переодеваться в одежды убитых жрецов, чтобы перебраться через мост, охраняемый стражниками Праматери, то они натыкаются на лагерь беженцев от религии - и там тоже получают горячий приём с пытками и страданиями, то кое-как бредут сквозь пустыню верхом на птичках, смутно напоминающих фороракосов, то отбиваются от колесниц, то сходят с ума в затерянном городе. Когда автору казалось, что он мало нагрузил Молодого Тигра, сверху добавлялась тонна рефлексии о всех тех, кого он потерял уже и кого потеряет ещё, гибель немногих оставшихся близких, мстительная любовница, мутировавшая в кровожадного упыря, и призрак отца, явившийся с советами. Именно с точки зрения событий Филара жизнь меткой рукой автора изводит только так, и в какой-то момент ему правда начинаешь сопереживать, потому что и эмоции его человеческие, понятные, и события действительно тяжёлые.
Основная моя проблема в этой пустынной гонке в том, что я на пару с принцем совершенно не осознаю, куда они все идут и для чего. Вот надо двигаться на восток (вроде бы), и там потом посмотреть на небо, чтобы упала звезда, и... И что? Явится им очередное местное божество, которое хочет отпинать Праматерь и выдаст своим неофитам проверенный убер-меч для данной цели? Или можно будет инициировать сверхновую, которая стерилизует всю планету, включая пришлых песенников? Или чего?
Мне надо знать великую цель, чтобы ей проникнуться.

В этом смысле у арки Вуко проблем нет, Вуко - по-прежнему прекрасная смесь Терминатора и Бонда, большую часть проблем он достаточно успешно решает тем, что отрывает - иногда руками - головы неугодным. Временами его ипостась берсеркера даёт сбой, после чего он решает зачем-то спасти какого-нибудь мутировавшего ребёнка, но довольно быстро разочаровывается в своих светлых начинаниях. Хочется верить, что ещё пара подобных опытов наконец разубедит Вуко спасать всё подряд и хотя бы выбирать, где проявлять свою почти скончавшуюся человечность, а где - задвинуть её подальше.

Ребёнка вот жаль, причём в том смысле, что после спасения этому ребёнку пришлось совсем плохонько. Лежал он себе в этом панцире под стимуляторами и питательными растворами, наслаждался бредовыми снами, врагов рубил и был практически неуязвим, а тут его выковыривают, дают прялку в зубы - и живи человеческой жизнью. Я б тоже не обрадовалась такому ухудшению условий.
Кстати, не помню, как с этим было в первом томе, но здесь мне вообще очень понравились второстепенные персонажи. Среди них много колоритных и запоминающихся, некоторые едва ли не затеняют главных героев своей аурой загадочности. (Мне было нужно больше воина-монаха! Больше!)

Автор продолжает заигрывать с темой повторяющихся копий вещей и изобретательств нового. Очень заинтересовал эпизод, где Вуко пытается сделать чёрный порох, но каждый раз что-то идёт не так, пока в конце концов ему не поясняет местный аватар ноосферы (или чем там является торговец), что боги против, и никакого огнестрельного оружия. То есть у Мидгарда физические законы не статичны, когда-то они, возможно, были такими же, как на Земле, но потом боги передумали и лёгким движением руки поменяли константы. Потому что потому.
Экзистенциальный кризис Драккайнена, который понимает, что у него никаких вариантов, кроме как смириться уже с необходимостью колдовать самому, нет, прекрасен. Хотя я не совсем понимаю, почему все участники этого вертепа местную магию, построенную на трансёрфинге реальности - "представь и сбудется", - называют песнями богов. Песни петь надо, не? А из всех фентезийных описаний, которые я встречала, это пока на гальд похож едва ли не меньше всех, потому что тот же Вуко даже не пытается. Хотя, может, он дальше осилит, там-то впереди ещё два тома.

Роман прямо высокорейтинговый, причём, к счастью, не только и не столько из-за сцен секса, которые автором не детализируются, зато изощрённые пытки, кровища и отрубленные конечности тут льются как из рога изобилия, зачастую - одновременно. И вписаны они достаточно логично по отношению к правилам местного мира, который не является ни тихим, ни спокойным, так что даже не являясь поклонницей подобных элементов dark fantasy, я как-то не страдала. Ну да, Мидгард жесток, ну да, либо ты, либо тебя, что теперь поделать, да и откровенного смакования Гжендович не выписывает.
Опять же, на мой взгляд, стало сильно больше заимствований из скандинавских мифов, в первом томе они как-то скорее рядом стояли, периодически мелькая в эпиграфах, а тут прямо плотненько вошли отсылками в основной пласт повествования. А уж сколько северные боги творили кровавого веселья; источник вдохновения, в общем, обязывает.

Мне всё ещё очень нравится, как пишет Гжендович, комментарии Вуко о современной ему социальной справедливости доставляют необыкновенно, но всё же меня разочаровало, что фантастики в книге почти не осталось. Да, тут ещё изредка встречаются какие-то небольшие элементы "реальной" физики, когда Вуко вспоминает Землю или пытается придумать внятное объяснение чудесам, которые со всех сторон на него падают, пару раз вылезают артефакты имени Ван Дикена с сюрреалистическим налётом Босха и прославлением коллективного разума, но уже даже бортового компьютера в голове не осталось. Печальное.
Впрочем, с этим прискорбным обстоятельством Драккайнен всё же справился, материализовав себе Цефраль снаружи, но это имеет некоторые побочные эффекты.
Хотя их склоки о том, можно ли стрелять зайцев ради пропитания, бесспорно, неплохо оживляли происходящее.

Не могу сказать, что мне второй том "Владыки Ледяного Сада" понравился прямо меньше первого, но он как будто другой. Другой по тону, по темпу, по приёмам повествования; и с этой стороны да, наверное, первый том мне подходил больше. Но созерцать душевную борьбу материалиста с мистикой, разгадывать вороновые отсылки к Отцу Дружин и Нагльфару, а также пытаться постичь, какое внезапное решение для своих проблем Вуко может выбрать в следующий момент, всё равно понравилось.
Это, наверное, не совсем то, чего я ждала после предыдущей части, но, определённо, удовольствие я получила. Передохну от психоделики с садами наслаждений и кусающихся сколопендр - и точно продолжу читать, потому что клиффхенгер "кто проживает на дне океана в Ледяном Саду", однозначно, интригует. С учётом всего того, что я помню про сады, леса и ледяные земли из эпоса, ожидаю как минимум Ангрбоды с её неповторимыми семейными отношениями.