Больше рецензий

14 января 2024 г. 14:11

535

3 Дух всегда забирает свое.

Не ходи на шум из подвала, не отвечай тишине в телефонной трубке, не спрашивай «кто там», если слышишь детский смех в коридоре, и, уж, конечно, не опускай ноги с кровати, когда ночью кто-то зовет тебя по имени.

Первое, что нужно знать: это трилогия.
Трилогии бывают разными, и это тот случай, когда одна большая история будет находиться под тремя разными обложками. Из-за этого в первой книге вы и герои получите кучу разнокалиберных вопросов и ровно ноль целых и ноль десятых ответов на них. Приготовьтесь, тем более что на данный момент вышла только первая часть и вторая предвидится где-то весной 2024, если не ошибаюсь, а третья осенью этого же года.

Второе, что нужно знать: в «Лабиринте» (если большая часть ваших заказов идет через него, как у меня) книге присвоили жанр «Юмористическое отечественное фэнтези» и поместили в соответствующий раздел. Это НЕ юмористическое фэнтези. Но справедливости ради, благодаря стилистике, возможно, вам будет смешно (но, не гарантирую).

Когда я первый раз столкнулась с «Монстром» в рекомендациях, я бегло посмотрела ознакомительный отрывок и имеющиеся отзывы. Решила, что мне такое не зайдет. Тематика: в тему. Мистика: в самое сердечко. Но будет ли сюжет и его реализация цепляющим? Решила не рисковать.
Потом меня каким-то образом занесло на канал Арины в ТГ, я насмотрелась картиночек, начиталась интригующих цитат и решила попробовать.

Что ж, мне понравилось. Но это очень шаткое «понравилось» и по вкусу эта история пришлась не сразу. Был момент, когда пришлось пересилить себя и пару глав, чтобы добраться до вкусного и интригующего.
Я не знаю как, но для меня ощутимы книги, которые вырастают из фанфиков. Будет неправильно сказать, что: «С ними что-то не так» или «Им чего-то не хватает». Скорее: «Они другие». Возможно, потому, что фанфики пишутся без каких-либо четких правил, так сказать, для души. И поэтому на выходе у нас получается книга на 600 страниц, где куча вопросов, ровно ни одного ответа и, хочется верить, закрытая завязка истории.

Описания. С самого старта их так мало, что можно даже сказать, что их нет. На вас не вываливают несколько тысяч слов о мироустройстве — это плюс. Да и зачем? О чем пойдёт речь, понятно с первой пары абзацев.
Нет и развернутых описаний персонажей, кроме каких-то грубых общих мазков — и плюс, и минус. Наверное, если бы не авторский визуал из ТГ, я бы только к концу книги смогла сложить внешние образы в хоть какие-то картинки. Зато характеры яркие, героев при всем желании не перепутаешь, хотя трое из пяти одну треть сюжета ведут себя как мамкины стендаперы.

Джемма меня стала раздражать к десятой странице, а перестала к… техсотой? Это навскидку. Возможно, потому, что изменилась общая атмосфера повествования. Возможно, потому, что я к ней привыкла. Возможно, потому что даже сама автор голосом других героев говорит, мол, Роген, твой стиль общения невыносим.
Что ж, невыносимость — это явно про Джемму.
Честно сказать, за всеми шутками-прибаутками и саркастичными высказываниями её трудно воспринимать всерьез. В ней не чувствуется лидер группы. В ней не чувствуется человек, который стремится к повышению и тому, чтобы стать частью супер-элитного отряда. Но из плюсов: в ней не чувствуется и субтильная хрупкая барышня, которая непонятно каким образом стала ликвидатором. Джемма крупная, высокая, грубая и громкая. Но на этом плюсы в её образе для меня заканчиваются.

Атмосфера. Она появится не сразу, но… появится же. Для меня не пугающая, но достаточно цепляющая, чтобы с какого-то момента не выпускать книгу из рук. От леса и его фокусов я была в восторге. Надеюсь, продолжение в этом плане не подкачает и станет интереснее. И станут появляться ответы на вопросы.

Ответы на вопросы. Как я уже сказала — их тут нет. Совсем. Вообще. Ни одного. И это плохо, потому что у тебя в руках куча нитей, и непонятно, выйдет ли хотя бы часть из них к чему-то конкретному.
Можно было, на мой взгляд, раскрыть хотя бы те флешбеки Джеммы и Купера, которые нам показывают. Объяснить конкретно, а не полунамеками, что случилось с Винсентом и почему Джемма поступила именно так. У неё ведь явно было больше одной причины и чувства вины? Что произошло с Мисти. Кто такая эта Мисти? Что случилось с Купером в детстве? А с его родными? А с родными Джеммы?
В тексте есть расплывчатые полунамеки и ни одного четкого утверждения, чтобы читатель мог вздохнуть и сказать: «Моя догадка была верна». Или: «Черт! Вот как оно повернулось!»

Глубина проработки. Это тоже придет не сразу, а еще не будет на вас давить. Но чувствуется, с какой кропотливостью автор искала и подгоняла детали. Сколько было прочитано, просмотрено, собрано и сплетено в один узор. Люблю такое. И люблю, когда рассказывается это не в супер-душной манере.

Стилистика. Я знаю, что мне напомнила эта книга, и подозреваю, что именно поэтому её отправили в жанр юмористического фэнтези.
Где-то между 2000 и 2010 была ужасно популярна серия книг юмористического фэнтези, куда внесли вклад Ольга Громыко, Дмитрий Емец, Андрей Белянин, Дмитрий Мансуров и много других замечательных авторов.
«Монстр» своим стилем может встать практически в один ряд с произведениями тех времен с той поправкой, что он выглядит как более взрослая и мрачноватая версия.
Юмористические книги подобного типа я переросла, поэтому от количества каламбуров и сатирических высказываний на один печатный лист иногда сильно уставала.

Вишенка на тортике: оформление. Очень приятное, серо-черное с золотыми вкраплениями. Не стандартное оглавление. Не уверена, но, наверное, знак на корешке при трех книгах в ряд соберется в единое целое — но это предположение.

Как итог: вторую часть дождусь — мне интересно, что будет дальше. Интересно получить уже хоть какие-то ответы, а не одни лишь размытые образы.
Ну а захочется ли эту историю дочитать до конца, покажет время.

И запомни: железо и соль – против призраков, святая вода и серебро – против тварей из плоти и крови, особенно зубастых и капающих слюной. Но имей в виду: как минимум сорок семь видов носят человеческую личину. Амулеты и обереги – от сглазов доморощенных колдунов в возрасте от тридцати до похоронного отпевания.