Больше рецензий
17 января 2024 г. 11:32
1K
2.5 Спойлер Седина в бороду
РецензияЭто относительно небольшая повесть, но читалась она не быстро, как говорится, со скрипом. Многообещающее начало рецензии получилось... Не люблю спойлеры и обычно стараюсь их избегать, но в этот раз обойтись без них не получится.
Молодая девушка, Сонечка, обожает литературу, можно сказать, живёт в мире книг и совсем не собирается замуж.
Сонечкино чтение, ставшее легкой формой помешательства, не оставляло ее и во сне: свои сны она тоже как бы читала.
Но судьба распорядилась иначе и свела ее с Робертом Викторовичем, творческим человеком, художником, намного старше Сонечки. Они поженились, у них родилась дочь Таня. Долгое время всё шло по накатанной. Сонечка вела хозяйство, забросила любимое ею прежде чтение, но была или казалась вполне счастливой своей жизнью. Она была довольна, что у ее мужа и дочери все в порядке. Через всю историю проходит линия, что Сонечка ничего не ждёт от жизни. Она считает себя ничем не примечательной женщиной, которая не заслуживает любви и счастья, и потому она принимает с большой благодарностью всё, что посылает ей жизнь.
Так проходят годы. Однажды к ним в дом приходит юная Яся, подруга дочери Тани.
Ясе восемнадцать, но за плечами у девушки трудная судьба.
Её мать, приехавшую в СССР из Польши, сослали в Казахстан, где она умерла.
Ясю отправили в детский дом, и она «вырвалась оттуда благодаря умению максимально использовать предлагаемые обстоятельства».
У Яси и постаревшего Роберта Викторовича начинается... не хочется называть это романом, но отношения. Под носом у жены и дочери-подростка.
Никакой драмы не будет. Сонечке главное, чтобы Роберт Викторович был доволен. Он ведь художник, благодаря Ясеньке снова начал рисовать. А Яся… А к Ясе Сонечка относится почти по-матерински, следит, чтобы та правильно питалась.
Мужу Сонечки не суждено было долго наслаждаться отношениями с юной любовницей. Он вскоре умирает. Сонечка, «тетя Соня» и Яся сближаются ещё больше. Сонечка воспринимает девушку можно сказать как дочь, тем более что родная дочь уже успела переехать в другой город.
Теперь о том, что меня раздражало в этой повести.
Я согласна, что не дело посторонних решать, как Сонечке было относиться к измене мужа. Сплетни по поводу образовавшегося трио (Роберт выходил в свет вместе с обеими женщинами) не делают чести сплетникам. В дружбе Сонечки и Ясеньки я ничего проблематичного не вижу.
Но в остальном и в главном, эта история оставила у меня неприятное чувство. Такое чувство вызывает описанная в ней ситуация. И вовсе не из-за самой измены, а потому как это произошло.
Мужчина поддаётся соблазну и заводит интрижку с совсем юной девушкой. Если поначалу его терзают какие-то сомнения, то они быстро проходят.
Его жена, которой не сильно больше сорока, считает себя старой. Муж же, который намного старше Сонечки, не должен считать себя старым. Естественно. Он мужчина и художник, ну да, ну да.. Яся же, бедная сиротка благодарна Роберту Викторовичу, она может всегда рассчитывать на него, в том числе и в материальном плане.
В книге словно нормализуется такая модель поведения. Или может создастся впечатление, что нормализуется.
Мне не показалось, что это история о том, что счастье у каждого своё или что любовь бывает разная. Я всецело согласна с обоими утверждениями, но, к сожалению, не увидела здесь ни того, ни другого. Не увидела я тут и взаимопонимания в паре. Чёрным по белому сообщается, что Роберт Викторович давно перестал по душам разговаривать с женой. Видимо, после того как у той прошла первая молодость... Зато начал доверительно беседовать с Ясей, рассказывая ей о своём далёком прошлом, когда он жил в эмиграции.
Сонечка принимает это с искренней готовностью? С покорностью? Или от безвыходности, в которую сама давно уверовала? Она ведь думает, что не заслуживает любви и заботы , тем более от такого человека как Роберт Викторович, с которым между прочим прожила много лет и которому всегда была преданна.
В тексте разбросаны приметы советской эпохи, исторические и бытовые. Среди последних обустройство дома, вынужденный переезд героев на окраину, потому что дом попал под снос. Какие-то из этих примет мне сегодня, наверно, уже плохо понятны.
Написана повесть неплохо, язык выразительный, но на любителя, коим я не являюсь. Даже название может быть примером, главная героиня Сонечка, а не Соня. Яся - - Ясенька. К чему это частое смягчение? Короче говоря, прихожу к выводу, «не моё».
Подводя итог, я могла бы поставить книге более высокую оценку. Но я так и не смогла ответить себе на вопрос «Зачем я это прочла?» Хотя история и небольшая, мне было жаль потраченного на неё времени. Поэтому оценку не округляю.
Комментарии
О, какая интересная рецензия, Кристина! Спасибо!)
Вот я точно знаю, что когда-то читала у Улицкой эту "Сонечку", но даже после изложения тобой сюжета не вспомнила ничего.))) Видимо, тоже как-то мимо меня повесть прошла, не зацепила. Было бы совсем прекрасно, если бы Яся родила ребёнка от любовника и оставила бы его потом Сонечке на радость.
Кстати, рассказ "Соня" есть у Татьяны Толстой. А название "Сонечка" очень уж перекликается с чеховским – "Душечка". Его героиня тоже ведь жила исключительно чужой жизнью и чужими мыслями, совершенно не думая о себе. Сам Чехов, конечно, с иронией относился к ней. А вот Лев Толстой любил Душечку и ставил её всем женщинам в пример.) Но приведенная тобой цитата о Сонечкином чтении, ставшем легкой формой помешательства, позволяет предположить, что и Улицкая иронизировала над своей Сонечкой.
Видимо. ) Может я для того и написала рецензию, чтобы потом мочь вспомнить о повести и своих впечатлениях.. раз уж я ее прочитала. )
Не знала об этом.
Ну да )
Ты права, у меня тоже была мысль, что Улицкая иронизирует над своей героиней, да и над другими героями этой истории подтрунивает. И в каких-то моментах она точно это делала, но тон повести в целом для меня все же был неироничным или скорее недостаточно ироничным.
Спасибо большое за отклик, Людмила! ))
:) А ведь это могло бы сделать эту историю менее душной. Но не факт ))
Я бы тоже вряд ли поставила оценку выше) к теме этой похожее отношение. Когда начинается оправдание подобных вещей, мне все это напоминает заворачивание *** (удобрения) в фантик.
Солидарна полностью, Алёна. )
И непонятно, к чему это, эти намеки на оправдание. )
Это точно ;)
Как-то печально, что у неё такая заниженная самооценка.
И это тоже печально.
Боюсь предположить, какая у Яси и этого художника разница в возрасте...
Даже так? Нет, это точно не моё. Простите, но нет)
Могу сделать предположение, Кристина. Ты прочла эту историю, чтобы поделиться своими впечатлениями :)
Рецензия вышла интересная и нагруженная мыслями.
Спасибо!)
И пусть следующая книга доставит радость и другие приятные чувства!)
Я решила об этом написать, чтобы было понятно, что Яся травмирована психологически.. Конкретная цифра там вроде не называется, но разница в возрасте должна быть очень большой. Что показательно.
ха-ха ))) Поверь, Ника, эту книгу я даже во сне не стала бы тебе советовать:)
Это многое объясняет.. ) кстати, да. Написав рецензию, я как будто нашла смысл в потраченном на чтение времени.
Большое спасибо, Ника! ) И тебе удачного чтения в ближайшее время! )
Показательно... Мне понравилось, как ты без какого-либо морализаторства показала это в рецензии.
Верю))
Видишь, значит, не зря читала.
Знаешь, я иногда думаю, что чтение худ. книг, которые из категории "не для нас", не всегда пустая трата времени. Из них мы тоже можем что-то для себя извлечь. Не всегда, конечно, но бывает и так)
Спасибо, Кристин!)
По крайней мере я старалась не впадать в морализаторство;)
Я 100% с этим согласна. Это как негативный опыт - - это тоже опыт. Если не пробовать, как узнать, что твое? ) Но конкретно из этой повести лично я вышла с ощущением, что ничего для себя из ее чтения не извлекла.
Именно) Метод проб и ошибок в действии :)
Бывает) И я этому не удивлена, зная, что ты тонкий и очень проницательный читатель)
Главное, чтобы это не был страшный сон)))
Не пугай меня! ;)) И это вместо благодарности, что я не стала бы тебе советовать эту книжку )))
:) Благодарность будет, когда ты мне что-нибудь стоящее посоветуешь))
По рукам )) После того как ты меня навела на чтение «Фатерланда», чувствую (почти) своим долгом порекомендовать тебе какой-нибудь стоящий роман.. так что, как только - - так сразу^^
Буду ждать, параллельно практикуя терпение :)
Кстати, это именно ты своей рецензией на "Конклав" напомнила о романах Харриса. Потом уже я подключилась)
Практиковать терпение - - штука полезная;))
Да, «Конклав» стал эдаким импульсом. )
Ага, нужная в быту и не только))
Плюсую несколько раз! Тоже скептически отношусь к уменьшительному суффиксу в современном тексте. Не всегда, но часто.
Думаю, если бы слышала в устной речи такое смягчение, тоже бы относилась скептически ;) Дело вкуса, конечно, но тем не менее)))
Понимаю. )) Согласна про «не всегда, но часто». Вот если б только в именах было смягчение, я бы не стала заострять на этом внимание. Но там и обычные слова часто этому подвергались. )
Да, я так и подумала. И мой комментарий относился к обычным словам в целом, а не только и не столько к именам))
Я тебя поняла, Ника )
Одним словом, не всё, но многое зависит от контекста)
Согласна ))
Тебе ещё хватило терпения это дочитать. Печально, когда люди настолько себя не ценят. Но здесь это как-то вообще неоправданно. Интересно, почему у главной героини сложилось в голове такая норма поведения?
Терпения хватило с трудом. ) Заставила себя дочитать. Ну и объём там небольшой.
Мне тоже такое всегда печально.
Трудно сказать, почему главная героиня так стала к себе относиться. Читала книги, не планировала замуж и когда судьба послала ей этого Роберта Викторовича, почувствовала бесконечную благодарность.. В кратком пересказе невозможно воспринимать это без доли иронии, но и в самой повести тоже примерно так все и подаётся. Мол, как хотите, так к этому и относитесь.
Рада тебя слышать, София. )
Ох уж это женское "главное выйти замуж", а деталями пренебрежём. ) Ты подала интересную мысль, Кристина.
Спасибо! Я тоже всегда рада с тобой общаться.
Ты права, София, есть такое. ) А ведь в деталях часто скрываются важные вещи, которые игнорировать нельзя. )
Я еще добавлю, что Сонечка, видно, из тех, кто пассивно принимает происходящее. Ей было хорошо (или вполне нормально) одной, потом с мужем, потом с мужем и дочерью.. потом, когда первый умер, а вторая уехала, с Ясенькой. В повести это пассивное принятие утрировано конечно, но в принципе ничего удивительного. Есть такие люди. )
Может и так, Кристина. Действительно, некоторые люди как будто не способны чувствовать. Ничто их не волнует, ничто не задевает.
Да, люди бывают очень разные.. это нам, порой, кажется, что другие должны быть похожи на нас. А они могут быть очень не похожи. )
Интересно, что в конце Сонечка осталась одна, и ей снова было хорошо.. даже вроде намекается, что это было лучшее время в ее жизни.Ну, если мне память не изменяет. Эта не та книга, которую хочется запоминать ))
Спасибо тебе за интересное обсуждение, София. )
Это точно!
И тебе спасибо, Кристина!