Больше рецензий

dashako20

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 января 2024 г. 17:37

643

4

На неё навалилась вовсе не тяжесть, а невыносимая лёгкость бытия.

Я люблю, бесконечно люблю это произведение, в каком бы возрасте и внутреннем состоянии ни находилась. В первый раз книга мне показалась очень сложной и перегруженной; во второй, наоборот, простой и кристально ясной. Сейчас я растеряла все восторги юности, а пелена розовых облаков наконец расступилась. И всё же несмотря на изломанные судьбы и характеры персонажей романа, на обилие психологических проблем и неконструктивного построения взаимоотношений вкупе с усиленной авторской романтизацией происходящего, книга действительно невероятно красива и очаровательно невесома малейшими чистыми мановениями каждой человеческой души.

Томаш, Тереза, Сабина и Франц - четыре основных героя романа. Да простит меня красавец Каренин с умной собачьей улыбкой и рогаликом в пасти. Милан Кундера рисует любовную пару в четырёхугольнике и пересекает их жизни большим количеством женских и мужских линий в качестве любовников, родителей, студенток и прочих посетителей баров - а за окном Пражская весна. Каждый из героев настолько сложен в своём внутреннем переплетении, настолько потерян, что случайно цепляясь за нити жизни окружающих, он запутывается окончательно и безвольно повисает вне пространства и времени. И самое страшное осознавать, что автор считает это нормой и романтизирует, наделяя светлой печалью.

Ведь einmal ist keinmal.

Герои связаны между собой тонкими мыслями и событиями. Поверх сюжета есть ещё некое коллективное бессознательное, где всему можно найти оправдание. Томаш постоянно меняет женщин - это свобода, она ему необходима. Тереза цепляется за Томаша и мучается от каждого его похода налево - это нормально, она просто хочет моногамную семью. Сабина бросает Франца после признания в любви и уезжает из страны - такова её природа, она не может быть к нему привязанной. В людях воспевается слабость, разрозненность личности, сломанность, вседозволенность. Судьбы поданы под прекрасным соусом экзистенциальности, ведь «в этом мире всё наперёд прощено и, стало быть, всё цинично дозволено».

Несмотря на то, что мне очень знакомы слабости персонажей, бури угасающих страстей, абьюзивные отношения, их оправдания перед самими собой, мне не нравится, когда это берут за основу жизни и человеческой личности. Поэтому за красоту описываемых чувств - моя бесконечная любовь к книге. Но мала вероятность, что я вернусь к ней ещё раз.