Больше рецензий

21 января 2024 г. 19:01

129

0 Скажите быстро и отчетливо: «Гвюндмюндсдоттир!»

Тут и так уже больше трех сотен отзывов, ну ничего, все равно вставлю свои пять копеек...

Вся книга, за исключением последней главы, читается очень живо, у меня постоянно было ощущение, будто я смотрю фильм – даже описания природы не вызывали скуку, потому что они приводятся всегда к месту и очень яркие.

Писательница придумала несколько вкусных сравнений:

Слово выплеснулось изо рта, словно слишком горячее молоко.

И еще:

Время увертливо, словно кусок масла на горячей сковородке.

А как вам такое?

Они смакуют эту историю, точно свежий хлеб с маслом

Для меня это было необычно: нечасто авторы используют такие описания.

Но есть и минусы.
Например мерзкие описания разделывания овец. А ещё автор смакует описания слабостей человеческой плоти: кашля, харканья, обгрызания костей, телесной грязи.
А ещё огромное количество словестного поноса в последней главе. И, как вишенка на торте, большое количество совершенно непроизносимых для русского человека слов, одно из них как раз в заголовке.

Главная героиня романа – Агнес – социальная сирота, как сейчас бы сказали. Мать бросила её, когда той было шесть. Через два года умерла во время родов и её приёмная мать и девочка была вынуждена скитаться по всем окрестным хуторам и, будучи сама ещё ребёнком, заботится о чужих детях. Потерянная, одинокая и не знавшая оцовской любви она сама не подозревает о том, насколько уязвима. Ради Натана Кетильссона, который однажды сказал ей добрые слова, она готова на все. А вообще, это очень мерзко: две служанки в доме у одинокого мужчины, с которыми он по очереди спит. Брр!

А теперь расскажу вам, что не так с последней главой. Прежде всего, откуда ни возьмись появляются киллометровые предложения. Это просто пример, вы можете их не читать:

Темнеет небо, и холодный ветер дует сквозь тебя, как будто тебя и нет, дует насквозь, как будто ему безразлично, жива ты или мертва, потому что тебя не станет, а он вечно пребудет здесь, вечно будет приминать траву к земле, безразличный к тому, промерзла земля или оттаяла, потому что она промерзнет и снова оттает, и скоро твои кости, омытые теплой кровью, насыщенные костным мозгом, высохнут, станут ломкими, рассыплются на кусочки и станут замерзать и оттаивать вместе с толщей навалившейся на тебя земли, и последние капли влаги твоего тела поднимет наружу трава, и налетит ветер, и прибьет ее к земле, и разбросает тебя по скалам либо же соскребет тебя когтями и унесет в море под безумные пронзительные вопли снежной бури.

Это было всего одно предложение! Мне, к сожалению, было лень считать количество слов...

Не будет последнего приюта, не будет похорон, будет лишь непрерывное рассеяние, путешествие окольными путями, куда угодно, только не домой, ибо дома нет, есть лишь этот холодный остров, и твоя темная душа рассеется по нему, и ты переймешь вой ветра и станешь вторить его одиночеству, ты не найдешь дома, ты уйдешь, безмолвие заберет тебя, втянет твою жизнь в свои черные воды и породит звезды, быть может, похожие на тебя, но если и так, они этого не скажут, они не назовут твое имя, а если никто не назовет твоего имени, ты забыта, я забыта.

Плюс к этим разглагольствованиям, непонятно для чего добавленным, автору почему-то захотелось, чтобы у Агнес помутился рассудок. И чтобы она обкакалась во время пути к месту казни. Последняя глава испортила все впечатление от книги. Она могла бы оставить от Агнес достойное и приятное впечатление, а оставила какую-то неприятную "вязкую влагу", этот эпитет кстати тоже из книги.

Благо iri-sa за рекомендацию во Флэшмобе 2024