Больше рецензий

10 августа 2014 г. 21:43

1K

5

Мы почему-то ошибочно склонны воспринимать историю, как передел территории, войны, цепочку дат и имена наиболее выдающихся представителей определённых эпох. Но ведь это сухие, зачастую ненужные сведения, которые и определяют нелюбовь школьников к данной дисциплине. В то время, как история - это процесс развития человечества. Так почему мы подходим развитие мысли, психологии, эстетического восприятия народов, что красочно повествует нам о жизни предков, даёт богатый материал при изучении теперешнего положения цивилизации.
К этим вопросам и обращается Киньяр. ''Секс и страх'' - философские, религиозное, психологические исследование человека. Поэтому, Эрос и Танатос - две движущие силы, взаимобратные, одна созидательная, другая - разрушающая.

Любовь и Голод правят миром.
Максим Горький

Но Киньяр в отличии от Фрейда подошёл к проблеме всего человеческого существования шире. Он утверждает, что несмотря на силу эротического, на буйство либидо, человек, как существо высшее способен получать наслаждение от познания, от чтения, созерцания. То есть духовное ему не чуждо.
Исследуя античность, он делает исторический срез культуры Древнего Рима языческого, а затем раннего христианства. Полагается учёный в первую очередь на произведения искусства, ведь именно в них запечатлены переживания наших предков. Живопись, литература, скульптура - это слепок душевного состояния целых народов, посмертная маска ушедших в Лету цивилизаций.
Щедрые пояснения дают нам мифы, религиозные взгляды.
Отдельно потолкуем о взглядах. Киньяр уделяет растолкованию сущности человеческого взгляда достаточно места, указывая на те же картины, фрески, рисунки на посуде. Он говорит об отстраненности, завороженности мгновением, которое заключает в себе дар, концентрацию жизни. Замечая, что в архетипах человеческого сознания таится символика смерти от проникновенного, чересчур внимательного взгляда, он показывает, что чел веку свойственен страх перед глубиной, что никогда ему не познать себя до конца, не разг дать тайны своего существования, ибо он существует в таинственном между, все сексуальное, так как и танатотивное аористично.
Для меня открытием в книге стали понимание человеческого перерождения. Материнское лоно тут являет собой темный тоннель, а роды - свет в конце тоннеля. Вероятно, это из области дежавю.
Среди прочего порадовало меня обьяснения сути эпикуризма, ибо я ошибочно полагала, что последователи Эпикура уважают лишь земные удовольствия.

Церера даровала людям зерно, Либер — вино, Эпикур — лекарства от жизни (solaria vitae)». Лекарств этих четыре: божественного не опасайся; смерть неизбежна; счастье достижимо; все, что пугает, можно пережить.

Желание наслаждения, как и всякие эротичные побуждения тут обьясняются страхом перед неведомым.
Не секрет, что при созерцании смерти, крови, в момент убийства даже при военных действиях человек волей-неволей испытывает возбуждение. Будто сама жизнь в нем достигает кульминации, все существо дрожит перед неведомой силой разрушения и желает найти своё продолжение.

Идея смерти обостряет лихорадочную жажду жизни. Однако мысль о наслаждении неодолимо влечет рассудок к тайне его происхождения — которое в конечном счете есть бог, еще более непознаваемый, чем смерть.

Ещё одним двигателем, часто враждебным, становится испуг.

Воробушек, которому угрожает сокол, сам бросается к нему в клюв, то есть в смерть. Такова она — зачарованность, толкающая живое существо на смерть, лишь бы избавиться от ужаса, ею внушаемого.

Здесь не станут лишними некоторые терминологические обьяснения.

Испуг, страх, боязнь — не синонимы. Боязнь — это чувство ожидания близящейся опасности. Страх предполагает наличие хорошо известного источника опасности. Испуг же означает состояние человека, внезапно попавшего в опасную ситуацию, к которой ничто его не подготовило. Испуг близок к изумлению.

Киньяр много толкует о мире завороженности, об оцепенении в момент изумления. И это очень ценные замечания.
Сама по себе книга - источник познавательных рассуждений, великолепный толкователь, где можно найти ответы на многие вопросы относительно самого смысла человеческого бытия, а также понимания исторического прогресса, по крайней мере для меня.
Великолепно! Советую! Несмотря на достаточно стеснительную тему и даже тот факт, что затронуты вопросы гомосексуализма, инцеста, раннего вступления в брак, тут нет отталкивающего, за исключением некоторых исторических фактов, касающихся личной жизни римских императоров, но думаю тот факт, что восьми из ''12 цезарей'' не удалось умереть своей смертью, многое обьясняет.