Больше рецензий

23 января 2024 г. 15:37

113

3 Спойлер Рептилоиды - тоже люди

Понимание конечности жизни и порождаемый этим страх смерти идут с человечеством рядом, должно быть, с тех времён, когда наши предки впервые смогли осмыслить тот факт, что смерть - неотвратима. Возможно, именно поэтому бессмертие так популярно в искусстве, обыгрываемое и со стороны величайшего блага, и ужасного наказания, потому что люди думают о нём испокон веков. Что станет с обществом, когда смерть удастся побороть, что станет с человеком, который перестанет зависеть от тела, чем станет сознание, ни в чём не запертое?
Эти прекрасные вопросы откуда-то из вотчины трансгуманизма фантастикой обсуждались и обсуждаются по-разному, и я про них читать люблю.

По этой причине "Перенос", когда я увидела его аннотацию, показался мне очень перспективным: натянуть чужую тушку и стать чем-то новым, сохраняя часть себя - это звучит, как минимум, перспективно.
Звучало.
В последнее время мне что-то везёт на книги, в основе которых лежит идея переезда сознания между телами, и "Перенос", несомненно, лучше недавно прочитанного "Микки-7", где всё было совсем плохонько. Но я всё ещё легко назову десятка два произведений, где вопрос о том, определяет ли форма тела состояние сознания, препарируется намного более полноценно, не отвлекаясь на внезапные сексуальные сцены и бесконечные душевные метания героев. В романе действительно была какая-то центральная идея, но её реализация вместе со всем около-философским контекстом лично меня не впечатлили.

Время действия - недалёкое будущее, слабо отличимое от настоящего, кроме умных домов, ничего особо не эволюционировало, даже какой-никакой сильный ИИ не сделали, а космические экспедиции вроде были, но настолько бестолковые, что никто не тратил время на описание их исследований, потому что ну зачем. Иногда, как будто вспоминая, что у нас тут фантастика, автор вкидывала случайные идеи про клонов, которых не научились выращивать, или что-нибудь в таком же духе, но потом быстро про это забывала, снова переключаясь на ОБВМ. Как весь мир работает - да какая разница.
Как-то.
По итогу всё, что я про него узнала, что в нём проводится лотерея для желающих отбыть на Гарторикс. Вот лотерея расписана, правда, в основном с точки зрения того, какое это зрелище, кто там на сцене поёт и как весь мир смотрит финал, прильнув к экранам, но остальное мироустройство не заслужило и такого.

Сквозь всю книгу повторяется мантра, что на "Гарториксе нет людей", которая своей формой и общим наполнением вызывала невероятно стойкие ассоциации с меметичным "на Фенрисе нет волков", и воспринимать эту, должно быть, очень глубокомысленную философию всерьёз у меня получалось с каждым разом всё хуже. Людей нет, есть рептилоиды, которые ведут себя, как люди, и грязь свою человеческую с собой тащат на другой конец вселенной, но людей нет, да-да, я поняла.

Сюжет вроде бы выглядит очень сложным и напряжённым, но на самом деле по итогу всё странно - этого сюжета как такового нет. Тут есть много какой-то бессмысленной возни, кто-то кого-то любит, кто-то кого-то предаёт, кто-то кого-то использует, но основной истории толком не существует. Несколько ключевых героев бродят туда-сюда, источая в пространство страдания и рефлексию о том, что у них не сложилось, а где-то отдельно стоит история о том, как человечество внезапно узнало, что где-то очень далеко есть планета, куда можно переместиться, по дороге обрастая чешуёй, перьями и щупальцами.
Попутно все персонажи живут обыденной человеческой жизнью, ходят на работу, общаются друг с другом, пытаются проводить расследования в рамках должностных полномочий, ну и как бы всё. Основная масса текста посвящена не концепции бессмертия, не попыткам выяснить, зачем и почему такой подарок вообще рухнул на человечество, не социальным размышлениям о том, что станет с цивилизацией и что стало уже, а богатому духовному миру всех попадающих в кадр.

Я не хочу читать про богатый духовный мир, я хочу читать про мир наружный с необъяснимыми загадками лора. Но вместо того, чтобы объяснить своё представление о природе сознания, чипах, источнике, биохимических кодах и прочих чисто прикладных вещах, в которые из-за их скромных описаний чудовищно сложно поверить, автор долго и нудно рассказывает, как очередной персонаж жаждет надышаться наркотиком, чтобы не чувствовать страха. Ну ой.
Мне персонажам сочувствовать не хотелось, потому что все они сами создали себе проблемы, загнали себя в угол бесконечного нытья и продуцируют свои несчастья в эфир, напрочь отказываясь внимать голосу разума.

Возможно, причина того, что книга к концу меня так раздражала, кроется именно в персонажах и их поведении.
Персонажи же... Проблема даже не в том, что они все абсолютно штампованные, это для меня как раз не представляет проблемы, архетипы - это удобно и для автора, и для читателя; а в том, что их мотивации даже внутри заданных условий я тоже не понимаю. Взять хотя бы ту же страдалицу Мию, которая зачем-то забеременела, и длительно и уныло расписывается, как это было тяжело и сложно, а затем она угрожает мужу, что всё равно избавится от ребёнка, потому что потому и жить она не хочет. Так а зачем беременела и ребёнка сохраняла, почему мужу не сказала, чтобы шёл он к чёрту, сразу, или на лотерею почему сразу не пошла? Или Дрейк, который тоже страдает, но по своей отбывшей в рептилоида жене и собирается её спасать, хотя это ему ничем не мешает с этой самой Мией дружить организмами. Потому что жена женой, но что же, мимо проходить.
В принципе, из всех персонажей что-то внятное из себя представляет только профессор, но он появляется в трёх с половиной сценах, так что не может своим здравым смыслом спасти всё происходящее. Остальные или максимально странные, или за гранью всякого смысла, не только здравого.

Нарисованный воображением автора мир лично мне показался крайне неубедительным, потому что в его основе не было внятной логики всего происходящего. Идлис очень сосредоточена на бесконечном перебирании психологических травм, с которыми отчаянно носится каждый первый персонаж, кроме, разве что, профессора, который уже староват для того, чтобы бегать быстро. Но даже общая концепция вполне такого благополучного мира будущего, где каждый второй человек мечтает всё бросить и умереть, чтобы переродиться на Гарториксе, про который никто ничего не знает, очень сомнительна. Особенно с учётом того, что связь с этими вселенскими задворками односторонняя, и никто не может гарантировать, что сознания действительно появляются в рептилоидах, а это всё не является галлюцинацией какой-нибудь не шибко умной железки.
Ну хорошо, скромная часть людей хочет выиграть номер в лотерею, чтобы выжить, потому что они смертельно болеют, им терять нечего. Но остальным, остальным зачем? Люди переезжать в другой город зачастую не хотят, потому что это тяжело, а тут целая социальная проблема между поколениями, что у молодёжи "отбирают будущее", не отдавая им номера для переселения на Гарторикс. Для меня это выглядит очень неубедительно, а на этой механике, на том, что возможность стать цветастой ящерицей - невероятный приз, построен весь детективный сюжет, где сломленный спецагент расследует целый коррупционный сговор между властью и корпорацией, толкающей на чёрный рынок особые капсулы, которые нигде не засветились. И это так дорого и так прибыльно, что верхушка без всяких проблем убивает и устраивает теракты, чтобы спрятать следы.
Откуда вообще рынок сбыта-то появился, я не понимаю, у людей, которые могут потратить несколько миллионов кредитов чёрт пойми на что без всяких гарантий, могут себе хорошую жизнь обеспечить и здесь.

Кстати, о номерах. А как это вообще работает, зачем и почему? Из всех объяснений в романе - ну там что-то про биохимию, а ещё Гарторикс, наверное, за горизонтом событий, и ещё как-то связан с экспедицией в далёкий космос, которая провалилась, и все исчезли. Это всё. Честно говоря, всё описание мигрирующего сознания настолько сказочное, что больше подошло бы для фэнтези про попаданцев, которым роман в немалой степени и является, когда начинаются главы за уже доехавших в космический заповедник.
Натурально, всё по классике: рабство новоприбывших, гладиаторские бои на аренах, таинственные секты, политические заговоры, великая любовь, особенный наставник, который обучает юного ученика премудростям выживания, даже сам Марти Сью, под которого гнётся сценарий удачными случайностями, на месте.
С удобными совпадениями в книге вообще большой перегиб. В городах-миллионниках все сталкиваются нос к носу в пределах двух кварталов, потому что так удобно, а затем и на чужой планете, получают пропуска в недоступные места, чудесным образом спасаются от смерти и занимаются прочим насилием над здравым смыслом каждые пять страниц.

Максимально открытый финал, в котором снова упор делается не на трансгуманизм и не всегда однозначные последствия прогресса, а на человеческие отношения и судьбы, намекает на то, что у "Переноса" должен быть второй том, но я не уверена, что стану его читать. Из всех шестисот страниц книги мне интересны были хорошо, если тридцать, и я не думаю, что в следующем томе автор изменит соотношение страданий и сюжетной информации в пользу последней.
Зато я прекрасно понимаю, почему этот роман вышел в редакции Шубиной, хотя мне следовало заметить это до того, как я решила его читать, потому что опытным путём давно выяснила - мне обычно не заходит. "Перенос" исключением не стал.

А вот именно с точки зрения текста написано хорошо, даже диалоги, которые кажутся мне зачастую самым слабым местом, в основном вполне читаемые. Язык, возможно, одно из главных достоинств "Переноса".

"Перенос" - хорошая книга для любителей русской прозы, насыщенная драматичными подробностями переживаний, судеб и рассыпающихся жизней, которые даже прекрасное футурологическое будущее не склеило в нечто прекрасное, но я к ним не отношусь. С точки зрения же фантастики книга откровенно слабая, потому что все эти рептилоиды, приматоиды и разноцветные птички - неубедительно раскрашенный антураж, оттеняющий семейные, любовные или хотя бы просто личные страдания. Если поменять Гарторикс на необитаемый остров, куда будут ссылаться персонажи вместо другого края вселенной, а цветастых рептилий - на серых мышек, ничего не изменится, потому что сама концепция переноса здесь только подпирает общую конструкцию довольно заезженных рассуждений, что делает человека человеком.
Персонажи неминуемо приходят к выводу, что точно - не тушка, да и сознание завязано не на неё. Честное слово, эту сложнейшую сентенцию совсем не стоило растягивать на почти шестьсот страниц, потому что окончательно надоела она ещё к трёхсотой.

И да, людей на этом Гарториксе - полна корзиночка, не знаешь, куда девать.