Больше рецензий

IrinaSolyanaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2024 г. 13:11

104

3 Осча, очпеча

Книга Алки Зеи «Леопард под стеклом» вызывала у меня весьма противоречивые ощущения. Она была издана в 1963 году, переведена на 30 языков мира и якобы неоднократно переиздавалась в России. Очень странно, что эта книга не попалась мне, так как я в детстве читала запойно, и все мало-мальски приличное от меня не ускользнуло. Алки Зим гречанка и написала воспоминания о своем детстве, о времени зарождении диктатуры в Греции, то есть 1936 год. Книга относится к жанру автофикшн. Это очень антифашистское и одновременно очень западно-либеральное чтение.

История рассказана от лица восьмилетней девочки Мелиссы (Мелии). Она живет в дружной семье интеллигентов. Папа работает в банке, дедушка – бывший преподаватель истории. Куча тетушек со странными именами (Стаматина и Деспина), сестра Мирто (ученица пятого класса), мама-домохозяйка, и дядя – антифашист. Каждый вечер две сестрички подводят итоги дня: если все было хорошо, то они говорят «Очсча», что означает «очень счастлива», если были грустные события, то девочки говорят «Очпеча», что означает «очень печальна». В определенный момент их мнения о событиях становятся совершенно противоположными.

Почти две трети книги занимает неспешное и довольно скучное повествование о детях, проводящих лето в Ламагари среди скал, пляжей и заброшенных крепостей. В одной из них прячется мятежник Никос, дядя Мелии и Мирто, и постепенно дети вовлекаются в опасную игру «помоги дяде». Игра продолжается и по возвращению в город. И тут уже текст приобретает динамику, события сменяют друг друга.

Игра перестает быть игрой. Мирто и Мелия отдаляются друг от друга, так как Мирто очень быстро «обработали» в школе, она стала звеньевой детской фашистской организации, а Мелия верна идеалам демократии. Пусть она и не знает, что такое демократия (в их доме так кошку зовут), но Мелия убеждена, что надо помогать повстанцам.

Появляются грустные и тревожные эпизоды, весь драматизм которых не может постичь первоклассница Мелия: арест отца ее одноклассника, обыск в доме и публичное сжигание книг на площади, декламация детьми стишков о том, что надо убивать большевиков и топтать их алое знамя.

Книга обрывается на полуслове, в общем-то и понятно, почему: детство кончилось.

С образом леопарда под стеклом автор несколько перемудрила. Она желала сделать его символом магии детства. В огромном доме Мелии есть окно-витрина, за которым спрятано чучело леопарда. Ясное дело, оно и пугает и манит детей. И про него придумываются семейные легенды и сказки. И в его пасти Мелия находит записки от дяди с просьбами о помощи. У меня лично сразу возник вопрос: кто и как их туда подкладывает. Ясно, что это дело рук Стаматины, но если уж она может бегать к Никосу и подкладывать записки, то зачем вовлекать детей в передачу документов? Ну и бегай сама! Очень странное и нелогичное поведение. Во время обыска леопарда постигает грустная участь, и заканчивается эпоха детства. На мой вкус это все очень надуманно, с целью поразить читателя, вызвать определенные эмоции. А я уже писала неоднократно, что любые манипуляции с читателем меня бесят))) Итак, без ущерба для сюжета можно было бы от леопарда избавиться. И тогда как называть книгу и о чем писать?

Как-то писали у нас о пионерах –героях, «Девочку из города», «РВС» и многое другое. Без манипуляций, сюсюкания, без нравоучений.

Если бы не просьба обсудить книгу в подростковой компании, я бы бросила ее на первой трети по уже указанной причине.

Отдельным минусом книги считаю ее оформление. Мое понимание прекрасного не совпало с пониманием прекрасного у издателей.