Больше рецензий

24 января 2024 г. 16:51

49

3 Английская история

Не сказать, чтобы Коллингвуд носился со своей идеей истории как дурень с писаной торбой, но об альтернативных версиях, обзору которых посвящена добрая половина его книги, он говорит снисходительно и несколько покровительственно. В то же время, он не обходит и не умаляет достоинств своих идеологических противников (сам он неогегельянец) и не замалчивает недостатков своих единоверцев. Так что, во всяком случае, на первый взгляд его оценки кажутся точными и объективными, а стиль изложения сдобрен щепоткой британского юмора. Не монументальная, но очень крепкая работа.

Что касается содержательной части – Коллингвуд, как и все философы, любит сначала запутать вопрос, чтобы в итоге прийти к тому, что можно было сказать с самого начала простыми словами. Я не философ. Я путаю гносеологию с эпистемологией и забываю, что такое телеология. Поэтому сразу скажу упрощенно.

На мой взгляд, различие между в широком смысле естествознанием как наукой о природной деятельности и историей как наукой о человеческой деятельности в том, что в природе есть закон, но нет логики (биологически человек тоже относится к природе и ведет себя соответственно), а в истории нет закона, но есть логика.

Например, если волк съедает зайца, это закон природы: крупный хищник ест мелкого травоядного. Логики здесь нет, т.к. действия убегающего зайца и догоняющего и в итоге отужинавшего волка основаны на инстинктах (помните, как у дедушки Крылова: ты виноват уж в том, что хочется мне кушать). А если дворянин убивает правителя, чтобы самому стать правителем, тут нет закона, что все дворяне убивают правителей (это действие не инстинктивно, не автоматично и не обязательно), но есть логика. Ключ – в свободе выбора человека, которая обусловлена нашей разумностью, способностью мыслить.

В естествознании важны законы, которые являются обобщением отдельных наблюдаемых фактов или процессов (по сути, тех же фактов, но растянутых во времени). В истории же важны события, которые являются принципиально иными процессами, состоящими из цепочки, совокупности взаимосвязанных фактов, которые имеют свою логику. В отличие от законов природы, каждое историческое событие уникально, поскольку даже при схожести фактов, лежащих в основе событий, всегда есть значимая разница в предпосылках и/или последствиях.

Такая вот идея истории, малята.