Больше рецензий

24 января 2024 г. 19:12

55

3

Пожалуй, странная история создания этой книжки интереснее, чем сама книжка. Немного об этом рассказывается в предисловии от Кэтрин Хардвик (которое опять же едва ли не лучшая часть книжки), где режиссер признается: она снимала фильм «Красная шапочка» 2011 года, и ей

«захотелось оказать помощь в создании романа, чтобы полностью разобраться с хитросплетением страстей и интриг в селе Даггорхорн

Иначе говоря, это новеллизация фильма. Однако книгу рекламировали таким образом, будто фильм «Красная шапочка» 2011 года основан на ней - а не наоборот. Ради того, чтобы поймать ревущую тогда волну хайпа экранизаций молодёжных книг (см. «Голодные игры», «Гарри Поттер», «Сумерки», «Перси Джексон»). А чтобы не выдать главный твист - хто же волк? - и не отпугнуть людей от посещения кинотеатра, последнюю главу убрали. Идея была дурацкая (книга без конца людям не понравилась, и фильм вышел так себе), но ладно, бывает. Таки попробуем оценить книгу нейтрально, by it's own merits.

Сюжет. Кэтрин Хардвик в предисловии говорит, что хотела

создать новую версию знаменитой сказки - мрачную, многослойную и сложную.

Книга не мрачная, не многослоная и не сложная, и даже не «Красная шапочка». В ней просто используются элементы из сказки - девочка в красном головном уборе, бабушка, волк. Красная шапочка - здесь Валери - живет в селе некоего сказочного королевства, которое много лет терроризирует Волк. Дабы успокоить чудовище, жители преподносят ему коз, кур и прочую живность. Но в один день на небосклоне появляется кровавая луна, и всё рушится. А в это время Валери колеблется между двумя ухажерами, Бетти и Вероникой. Выбор предсказуем. Твист - нет.

Персонажи. Базовые.

Тематика. Помимо неизбежной любови-моркови, перекочевавшей в «Красную шапочку» из «Сумерек», тут есть наглядное и эффектное свидетельство о том, что такое религиозный фанатизм и охота на ведьм.

Стиль. Сара Блэкли-Картрайт совсем неплохой писатель. У неё утонченный стиль, что хорошо видно по этому отрывку:

В ту ночь Даггорхорн выглядел особенно зловеще, подсвеченный яркой луной цвета отбеленной солнцем ракушки. Дома возвышались, как огромные корабли, деревья вздымались в ночное небо, уподобившись мачтам с черными парусами. Ещё полчаса назад девочка полагала, что знает родное село как свои пять пальцев. Но теперь Валери впервые самостоятельно вышла на улицу в темное время суток, и ей казалось, что она открывает новый мир.

Она умело намечает лор, так что в итоге создается полная картина мира, в котором живут персонажи - быта, традиций, занятий, вещей, песен, праздников и прочего.
Ещё Сара Блэкли-Картрайт мило и убедительно пишет спокойные сцены - вот, например, сцену флирта перед сенокосом.

Девушки принялись обсуждать своих избранников,‭ ‬совершенно не думая о том,‭ ‬что молодые люди могли иметь и собственное мнение по этому вопросу.‭ ‬Пруденс казалось,‭ ‬что она вполне заслуживает того парня,‭ ‬который подошел к Роксане,‭ ‬потому что ведь это она,‭ ‬Пруденс,‭ ‬первая завела с ним разговор.‭ ‬Валери подумала,‭ ‬что это слишком грубо,‭ ‬однако Роксана не стала спорить‭ — ‬ей приглянулся другой юноша,‭ ‬более смирный,‭ ‬не такой выскочка.

Однако есть у Сары Блэкли-Картрайт и серьезные недостатки. Она, к примеру, частенько рассказывает, а не показывает. Например:

Валери знала: сестра не любит вспоминать о том, что у неё в груди бьется сердце. Что она жива, уязвима, состоит из плоти и костей.

Ещё ей плохо даются экшн-сцены. В итоге получается масса обрывков, пересыпанных виньетками - будто они поправляют дело. Да и задел «Волк прячется среди людей» не работает. Если бы год за годом один человек пропадал раз в месяц, люди бы неизбежно заметили. А в истории отца Соломона это выглядит ещё глупее.

Итак, раскрывает ли книга то самое «хитросплетение страстей»? В целом нет. Потому что никаких особых страстей там нет - одна болливудская тайна на тему «кто кому родня» и предсказуемый любовный треугольник. Правда, добавлены сцены, которых не было в тексте, но это было бы интересно только тем, кто глубоко погрузился в эту вселенную(?) и хотел бы увидеть детство персонажей, отношения Валери с подружками и прочие подробности. А так - книга даже хуже фильма, потому что в фильме есть звук, цвет, Аманда Сейфред и другие хорошие актеры. Кстати, у издания книги, которое вышло до фильма, очаровательная обложка.
картинка WinterSun

Итог. Сносно, есть реальные минусы (не считая отсутствующего конца), но имеются и плюсы. Любопытно было ознакомиться.