Больше рецензий

27 января 2024 г. 20:05

367

4 Со смертью на брудершафт

Взяла книгу наугад, лишь бы было аудио, и не прогадала. Необычайно качественное фэнтези середины 20 века. Немного полистала гугл и убедилась, что именно этот сборник рассказов (+роман, но его я прочту позже) был "в начале всего". Ладно, не всего, но очень большого жанрового окна под диким названием "научное фэнтези". Я над термином "научная фантастика" всхлипываю, а тут... Но принцип, по которому подобное притягивает подобное, снова сработал и это уже третья книга за месяц в этом жанре, где магия с наукой шагают под ручку (придётся признать, что научное фэнтези существует).

Правда, в этих рассказах наука давно превратилась в легенду, да и магия потихоньку отмирает. На самом деле умирает весь мир, только медленно. Зато весело! Ибо если математика сдохла, бог умер, магия при смерти, так точно всё позволено и надо взять от жизни максимум удовольствия. Поэтому с трудом выживающие люди, существа и монстры пустились во все тяжкие - секс, наркотики, рок-н-ролл с поправкой на мироустройство по Вэнсу.

Всего лишь рассказы, но мироустройство показано на пять с плюсом. Без пафоса и политики, только культурно-социальный пласт. Причем не в высоком ключе, а... мне почему-то Рабле всё время лез в голову во время прослушивания. Площадная, карнавальная, плотская натура. Герои - не совсем герои, иногда и вовсе больше разбойники, чем положительные персонажи. Короче, живые. В последнем рассказе Гайяла вобще дурачком считают, потому что его к знаниям тянет. Народ решил, что у него во время рождения демон половина мозга унёс. Потому что плясать надо на пиру перед концом света, дальше уже ничего не будет, солнце погаснет, зачем искать знания, дурость, блажь...

Очень меня привлекло в сборнике то, что я вообще ничего и никого не узнала. Обычно ж фантастов читаешь - кельты торчат, скандинавы, Кришна-Шива, нет на свете ничего, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. А у Вэнса - неузнаваемое пространство. Мелькнула книга Келлса и всё, больше ничего не выхватила. Удивительно. Имена и названия с какой-то своей тональностью. Есть подозрение, что лингвист, который разрабатывал дотракийский для кино, фанат Джека Вэнса.

А кстати, прочитала, что Dungeons&Dragons взяли у Вэнса идею вырождения магии из "Умирающей земли" для того, чтобы ограничить мощность магов в игре (ограниченный набор заклинаний и период восстановления) - она так и называется "вэнская магия". Даже пасхалка в игре есть, персонаж с именем-анаграммой от Вэнса.

Больше всего меня задел рассказ про неудачное создание мага - внешне прекрасную Тсаис. Неудача в том, что вместо сердца у неё осколок зеркала Снежной королевы. Она всё видит безобразным и мерзким. Однако, встретив свою сестру (улучшенное создание) и поговорив с ней, понимает, что мозг и чувства её обманывают и надо познать мир заново, она отправляется в путешествие искать красоту и любовь. Найдет или нет - читайте сами. Скажу только, что в истории Тсаис много интересных психотерапевтических зацепок. Вэнс особо не раскручивает их, но размышлять над ними самостоятельно это не мешает.

Автор определенно отправляется в виш, как минимум с романом "Пройдоха Кугель", венчающим "Сказания умирающей земли"

Комментарии



О, Колодан давно в очереди томится, подвину! Мурси)


Буду рада, если понравится (✿◠‿◠)