Caramelia

Эксперт

Фламинго

28 января 2024 г. 21:39

308

4 «Мертвецы мертвы и никак не могут помочь живым. Этот урок я усвоила хорошо». (с)

⠀⠀⠀Несомненно, мне хотелось продолжить знакомство с творчеством Тани Нордсвей после «Узников мира снов» и «Монстров царства стали», которые смогли максимально впечатлить. Не могу сказать, что было определённое ожидание от «Смоли и сапфиров» из-за прошлого впечатления, но хотелось увидеть нечто интересное и увлекательное на том же уровне. В целом я именно это и получила, но есть проводить сравнения, то Узники и Монстры всё же впечатлили больше, чем эта книга. Она не плохая, она интересная, в ней есть увлекательный сюжет, но я чаще задавалась вопросами, чем раньше. Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Она потеряла всё в этой жизни — невинное детство, семью и саму себя. Её путь всегда был наполнен болью и трагедиями, которые будто преследуют её. Маски сменяются, а боль продолжает следовать по пятам, пока она не встречает того, кто может изменить всё. Их встреча станет судьбоносной — для неё, для него и для всего мира.
⠀⠀⠀Книга начинается с интересной, но довольно жёсткой интриги: «На поляну приходило два ребёнка и два зверя. Но из четверых остались в живых лишь двое», — сразу даёт понять, какая атмосфера будет дальше в сюжете. Завязка выглядела интересной и интригующей, так и хотелось узнать, что скрывается за историей девочки, которая потеряла всё. Она могла менять лица, но не могла влиять на свою жизнь, в которой постоянно происходили трагедии. И в очередной раз она стала другим человеком — Алексой. Всё это звучало очень любопытно и даже свежо. Также в самом начале героиня сталкивается с кризисом веры, который позволяет лучше понять окружающий мир.
«Она никогда её не предавала. Не оставляла. Всегда была рядом. И Она была женщиной. В храмах Пяти говорили о Ней как о зле — именно в её время, в темноту, происходило больше всего преступлений, грабежей, насилия».
⠀⠀⠀Писательница развивает довольно любопытный книжный мир, где есть Саяра, в которой люди верили в Пятерых, но когда-то была и другая святая, намеренно забытая. Подобное напоминает богов из цикла «Сталь и Коварство»: тоже забытые-проклятые боги, которые оказывались более влиятельными, чем остальные. В этом мире есть Избранные, у которых открывается один из Даров: Рассвета, Утра, Дня, Вечера, Заката или Ночи. Избранного сразу возвеличивают до святого ранга и почитают. Система очень интересно развивается (стоит признать, что у Нордсвей удачно получается структурировать и наполнять свой книжный мир). У этих избранных есть свои усилители Дара — подобное напомнило усилители из циклов про гриш Ли Бардуго (или отдельные артефакты как у Алины, или люди как усиливающий фактор). Таинственные святые, ритуалы, загадочность легенд напомнило Дженнифер Арментроут в её цикле про Поппи. А ещё с вампирами была ассоциация с сериалом «Древние», где первобытные вампиры представляла собой сильную сторону мира. Даже некоторые детали кажутся похожими: например, кол из святого дерева как кол из белого дуба. Подобное показывает, как можно вдохновляться известными историями или элементами и творить своё, привнося нечто новое, свежее и интересное. Хочется побольше узнать о медведях, львах и волках. А учитывая, что планируется в будущем, ого-го что будет! Предвкушаю развитие этого мира, как и сюжета.
⠀⠀⠀Сюжетно книга очень динамичная и насыщенная; много привлекательных с точки зрения раскрытия персонажей; есть второстепенные линии, которые могут заинтересовать и увлечь; есть некий глобальный (или не совсем) конфликт, который, очевидно, перерастёт в нечто серьёзное и опасное. Всё это в общем виде не вызывает вопросов. Но именно в общем виде. Если начинать разбирать сюжет, его составляющие и персонажей на детали, появляются сомнения.
⠀⠀⠀Например, избранные пары. От этого тропа человечество никогда не откажется, и порой это смотрится чувственно, интересно и горячо, но иногда писатели идут по пути меньшего сопротивления. Вот есть избранные партнёры, один из которых знает про связь, но не рассказывает другому. На всём этом строится интрига и фундамент отношений у этих партнёров. Типичная история, которая всегда у меня вызывает вопрос к искренности чувств. Кажется, будто в такой последовательности партнёры оказываются узниками свои чувств, и в итоге непонятно: они полюбили друг друга, потому что связаны, или связь не играет роли? В этой книге я увидела ответ в том, что связь определила взаимоотношения героев, а не они сами решили всё самостоятельно. Да, герои оказались узниками решений других, и в итоге «судьба» связала их, но вопрос по поводу искренности чувств всё же остаётся для меня крайне актуальным. Но думаю, многие не будут задаваться подобными вопросами и смогут более спокойно насладиться книгой. Кроме того, в книге много и других распространённых решений и сюжетных тропов, которые ну слишком часто встречаются: аукционы; фиктивные отношения; бедные оказываются знатными и т.д. В общем виде всё это не вызывает вопросы, но по факту некоторые решения выглядели слишком тривиальными.
«Хочу стать уверенной в своих силах и возможностях дать отпор тем, кто вздумает пойти против меня».
⠀⠀⠀Лайла (Алекса) сначала казалась интересным и занимательным персонажем, который столкнулся с потерями и кризисом веры, который искал путь к собственному пониманию в жестоких условиях и т.д. Но почему-то ближе к концу она вызывала более смешанные, даже противоречивые ощущения: очевидно, не все героини могут быть сильными и волевыми (как, например, Рэйна), могут быть и простыми, милыми, более слабыми и просто теми, кого нужно защищать. Второе меня не всегда впечатляет, но сложно представить другую героиню на её месте. При этом её предыстория и развитие представляют интерес: интрига с самого начала, огромное пространство для возможностей и т.д. Посмотрим, что получится из неё в будущем, т.к. концовка намекает на нечто интересное. Киран вызывал вопросы, но в целом они были связаны с идей избранной пары. В остальном всё выглядело интересно и увлекательно, но особенно радовало его взаимодействие с Лайлой: если не учитывать избранность, всё выглядело очень мило и даже трогательно, а также горячо. Чего стоила их «первая» встреча.
«Врёте, скрываете, увиливаете вместо того, чтобы сказать всё прямо и встретиться с принятием информации женщиной лицом к лицу. И это ломает веру в вас, ломает нас».
⠀⠀⠀Кроме того, внимание привлекают и другие герои. Например, Тиона. Как раз любимый типаж героинь — сильные, умеющие постоять за себя, волевые. И взаимодействие с Рэйем — просто ого-го, вот это искры во все стороны в любой сцене их встреч. Затем — Барбара. Сначала она вызывает раздражение и даже ненависть (как можно трогать милую Лайлу), но потом её история чуть больше приоткрывается и становится как-то неуютно, потому что появляется жалость к ней. Бедная несчастная женщина, которая жаждет любви и признания. А также Димитрис и Дженна — очень интересные брат и сестра, которые, хоть и не являются главными героями, очень цепляют и приковывают внимание. Импульсивность и жестокость Димитриса, а ещё расчётливость и таящаяся опасность Дженны.
Выводы:
⠀⠀⠀История может зацепить и увлечь, но у меня больше возникает вопросов к некоторым решениям, нежели чем в «Узниках мира снов». При этом у истории и книжного мира очевидно есть потенциал (очень большой и интригующий), поэтому на многое можно закрыть глаза, есть будет интересное развитие у героев и сюжета. Хочется поскорее увидеть продолжение и увидеть развитие всех линий, заявленных в первой книге (а их довольно много). Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Если вы читали «Узников мира снов» и «Монстров царства стали» и вам понравилось, то, очевидно, «Смоль и сапфиры» точно понравятся. Здесь есть всё, что может увлечь и заинтересовать, заинтриговать и влюбить.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!