Больше рецензий

Bookovski

Эксперт

по экспертности

29 января 2024 г. 14:45

534

4

На примере собственной повести Булат Ханов доказал то, что мы и без того понимали: для написания антиутопии в 2024 году, не нужно ничего выдумывать, достаточно просто описать действительность за окном. Единственное фантастическое допущение его текста – отмена в РФ моратория на смертную казнь находится так близко от нас, что слово «фантастическое» очень хотелось закавычить.

Герои повести, безымянный студент журфака и девушка по имени Зарема («за революцию мира»), бегут из России в Финляндию, где надеются получить статус политических беженцев. Передвигаясь автостопом, они прячут лица от камер наружного наблюдения и выслушивают монологи подвозящих их водителей, каждый из которых не прочь обсудить политическую ситуацию, а потом...убивают одного из попутчиков.
В отличие от самураев, у которых есть только путь, у героев Ханова есть вполне конкретная цель. Вот только с каждой новой прочитанной страницей у читателя появляется всё больше сомнений в том, что:
а) цель эта придумывалась больше десяти секунд,
б) Финляндия, о которой у героев весьма смутные представления, действительно станет раем для тех, кто куда больше озабочен гипотетической ядерной войной, чем вполне реальной смертью под собственным носом и от собственных рук.

Бодрое роуд-стори о войне и репрессиях удивительным образом обходится без патетики и морализаторства, этот текст делает больно иначе. Его второстепенные персонажи, как и представители современной российской власти, на полном серьёзе борющиеся с гендерно-нейтральными туалетами и причисляющие феминитивы к лексике ЛГБТ-движения, не улавливают иронических подколов в адрес происходящего, не видят в нём ничего абсурдного и с серьёзными лицами несут прекрасную чушь. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Telegram-канал Bookовски

Комментарии


А вот как думаете, Татьяна, будет эта книга иметь хоть какую-то актуальность через 3 года или так же канет в Лету, как книги о коронавирусе?


С описанным в книге мы живём куда дольше, чем жили с коронавирусом, и сомневаюсь, что через три года это исчезнет без остатка, так что да, будет.


Ну посмотрим. Я надеюсь, что так и будет, но мне кажется, что единичные высказывания на любую тему живут не дольше, чем любовь у Бегбедера. Классика, прежде чем ею стать, была мейнстримом. А здесь, мне кажется, мы имеем дело с хорошо если тиражностью Хармса (уж точно не Солженицына даже, который недооценён как в России, так и в мире), а скорее с тиражностью Добычина.


Да, иногда обидно. Берем "Дорогу на Океан" Л.Леонова - роман уровня Достоевского. Есть два непримиримых врага. Вопрос - кто кого уничтожит первым. Почти библейская история. Но роман 1935 года, формально его приписывают "строителям коммунизма", хотя они там ничего ни разу не строят! И что? Одно это отбрасывает роман в никуда! Обидно... А ведь это история! Один из любимых романов Аркадия Стругацкого! Вот вытащите теперь его из небытия. В школе нынче даже Высоцкого "проходят", Достоевского - вспоминают. Леонова - увы - места уже не хватит.


Вытащить можно, но для этого, как для любого продвижения, нужна воля энергичного деятельного человека, желательно с деньгами и влиятельного. Часто сами авторы играют роль таких энергичных деятельных людей с волей, но это явно не тот случай…


Если честно, я не из тех, кто считает, что читать только то, что попадёт в вечность. Читаю я здесь и сейчас и вопрос в том, приносит ли мне это удовольствие в процессе, а не чего там будут думать о тексте потомки спустя тысячу лет. Большую часть классиков школьной или филфаковской программы у меня нет желания перечитывать, в том числе Достоевского или Леонова.