Больше рецензий

31 января 2024 г. 17:07

269

4.5 ***

Во время чтения неоднократно всплывала мысль, что Толстой вольно или невольно, но вдохновлялся этим произведением при написании «Войны и мира». Увидела некоторые параллели между Наташей Ростовой и Ребеккой, между историей Пьера Безухова и Доббина, между Сонечкой и Эмилией. Плюс схожий сеттинг на фоне войны с Наполеоном. Но наполнение смыслов, конечно, совсем иное. Если Толстой — тонкий знаток русской души, то Теккерей очень чётко прописал дух протестантской этики, где каждый заточен на то, чтобы прорваться к верху любой ценой (кроме Эмилии, которая в своей наивности и инфантилизме, совершенно не умеет играть по правилам общества). На ярмарке тщеславия благосостояние и престиж — неотъемлемая часть достойной жизни. Если ты беден, значит, ты ничтожество. Если ты был богат и стал банкротом, значит, ты жалок и потеряешь всех своих друзей из высшего общества. Потому что дружба (да и любовь) зиждется на контрактной основе. Каждый стремится выдать дочь за богатого мужчину, найти сыну достойную партию, подружиться с кем-то, кто стоит на ступень выше. Глубинно русскому человеку сложно понять такую этику. Для представителей протестантизма здесь нет ничего зазорного. Ведь для них богатство души не имеет никакого смысла без богатства материального. Богатство — символ благосклонности Бога. Его отсутствие же наоборот отдаляет человека от Бога. Конструкция психики там сформирована на своих особых идеалах. Мартин Лютер, анализируя Священное Писание, пришёл к любопытному выводу: единственный способ быть угодным Богу — это найти своё призвание, что Он уготовил тебе. Добросовестный труд, как единственный путь к обретению путёвки в рай. Достижение успеха в своём призвании есть способ завоевания в повседневной борьбе субъективной уверенности в собственной избранности. 
То есть ситуация, где отец отказывается от сына, который не захотел жениться на богатой наследнице, отдав предпочтение девушке из семьи обанкротившегося купца, абсолютно нормальна. В глазах отца решение сына — не благородный поступок, а позор семьи. Ведь в рамках протестантского духа капитализма отказ от денег приравнивается к вероломному предательству семейных идеалов. Очень любопытно анализировать этот образ мысли. К слову, для государства такое мышление граждан — отличное топливо для экономики. Если каждый гражданин готов впахивать 24/7, создавать работающий бизнес, гос. бюджет будет пополняться день ото дня. Я настоятельно рекомендую к прочтению «Ярмарку тщеславия». Это роман на все времена, ведь декорации меняются, а потребности остаются те же. Общество гиперпотребления 21 века — та же ярмарка тщеславия, где каждый стремится урвать себе кусок получше.