Больше рецензий

31 января 2024 г. 22:44

447

4.5 Спойлер Скупо рассказанная история, в которой важен контекст

Драматический роман об этнических, этических противоречиях. Философия стыда, угнетения. Букеровская премия 1999 года. Экранизирован, в главной роли Джон Малкович.

Когда читать: если готовы углубляться в историю ЮАР и осваивать терминологию (апартеид и убунту - для начала). Без этого роман не раскроется. Читать лучше не отвлекаясь. Есть сцены насилия, намёк на ЛГБТ, смерть животных.

Время чтения: 4 часа 30 минут.

Сюжет. Профессор Лоури теряет работу из-за связи со студенткой. Обруганный, он сбегает в глушь к дочери, где они подвергаются нападению местных. Его дочь обесчестили, но она отказывается уезжать.

Язык. Сухой, но ёмкий. Здесь мало описаний и расовую принадлежность части героев нужно читать между строк.

Мир. ЮАР, конец 1990-х.

Роман сложный и эмоционально, и для понимания, и при этом наполненный острыми темами. На поверхности все просто: профессор, который теряет работу из-за интрижки со студенткой; отец и дочь, которые слишком далеки друг от друга, жить в одном доме; насилие и изнасилование; человек Запада и человек Африки.

Но стоит присмотреться, снять верхний слой и смыслы раскрываются, играют, как блики воды на солнце.

История закольцована, а игра цитатами из Байрона отражает положение дел самого Лоури.

Интрижка Лоури со студенткой, которую сочли домогательствами, и изнасилование его дочери, где он считает себя "служителем Эроса", а насильников - преступниками.

Он сочувствует девушке, обвинившей его в домогательствах, но не принимает выбор дочери.

Он образован, но относится к женщине, как к товару в магазине, а из профессора превращается в подручного африканца.

Лоури - человек Запада с его высокомерием, уходящим могуществом, ширмой, за которой спрятано неприличное, и верой в то, что он остался непонятым. Он ищет выход из кризиса через связь со студенткой, хотя замечает, что пугает её, и скорее всего это последняя привязанность к кому-то. Он оценивает как женщину и собственную дочь, и школьницу, и соседку, к которой испытывает отвращение. Он считает себя слишком старым, чтобы сдерживать темперамент, но рассматривает юных девушек как пару. Он прячется за духовным, называя это оперой, но в земном - усыпляет собак. Даже ту, которая к нему привязалась.

События в книге разворачиваются после отмены апартеида, политики разделения по этнических и расовым признакам, где чернокожее насление притеснялось. Лоури - олицетворение старой эпохи, колонистов, в которой местные - люди второго сорта. Его дочь, бывшая хиппи, -  олицетворение убунту, философии равенства. Мысли Лоури о собаках перекликаются с положением дел между "белыми" и "чёрными", где первые из великодушия снисходят до вторых. Апартеид тут не термин, а образ мыслей. В некотором смысле, ЮАР - только точка на карте, а неравенство везде, где в жизнь коренных народов вмешивается чужак-покровитель. Лоури и его дочь видят бесчестье в разных вещах, но её смирение и упорно нежелание покидать эти земли мне не понять.

Роман построен на противоречиях, но не на их частных случаях, как это выглядит на первый взгляд, а на глубинных исторических процессах, этнических конфликтах, чувстве вины за  поступки прежних поколений. Эта тема - тема распада прежнего уклада и попыток построить новый мир - вне времени. Даже если повесить табличку перемирие и публично принять извинения, суть конфликта останется в крови. В десятилетия ненависти, статусе людей второго сорта и их угнетателей.

Роман издан в 1999. До голливудской волны харасмента и "жизни чёрных важны" добрых два десятка лет, которые не сказать, что прожиты нами с умом.