Больше рецензий

4 февраля 2024 г. 00:10

146

5 You weren’t to know me, and I wasn’t to remember you

Третья книга, которую я прочитала у Дианы Уинн Джонс. Я бы не сказала, что произведение прямо детское. В 10-13 лет навряд ли сюжет будет понятен, ибо здесь множество скрытых намёков, пропустив которые будет тяжело разобраться в смысле истории. Поначалу думается, что в книге ничего волшебного нет, что автор лишь рассказывает о взрослении одной девочки в 1980-х годах, о её семье и проблемах со сверстниками. Воображаемые герои, которых Полли выдумывает вместе с Томасом, могут показаться неважной чушью. Однако тут ничего не даётся просто так. Сюжет разворачивается в двух плоскостях, двух мирах, о чём можно будет догадаться в последних главах. Получилась замечательная переделка двух баллад, подстроенных под новые декорации конца XX века. Конь стал машиной, бард превратился в современного музыканта, путешествующего с оркестром.

Когда наткнулась на эту книгу, ожидала, что она будет чем-то напоминать "Ходячий замок", но "болиголов" поразил своей закрученностью. В эссе "The Heroic Ideal — A Personal Odyssey" Диана Уинн Джонс объясняет, что вдохновило её на написание романа, какие сюжеты ей удалось вплести в канву истории. Если баллады действительно бросаются в глаза, их замечаешь (и не только из-за стихотворных отрывков в каждой главе), то какую-нибудь "Одиссею" или миф о Купидоне/Амуре и Психее распознать трудно. Но они там есть! В общем, книга многослойна, как лук, эссе открыло новые грани. Я в восторге, серьёзно.

Ну и несколько слов о том, что мучает всех читателей сей истории. Внесу свою лепту в дебаты. Если честно, в начале отношения мистера Линна и Полли вызывали смутные сомнения. Было странно наблюдать за тем, как взрослый и малознакомый дядька (а Полли он именно таким и казался) приглашает десятилетнего ребёнка к себе домой (одного!) на чай, возит его на машине по городам и весям, пишет ему письма, отправляет подарки... Родители девочки при этом не проявляют никакого беспокойства. Не знаю, как относиться к романтике, возникшей между персонажами спустя много лет. О ней говорится вполне невинно и даже мило, и язык не повернётся назвать Томаса "грумером" (имею в виду вовсе не специалиста по уходу за животными). Он не поощрял увлечение девочки, смог отстраниться в нужный момент. Всё кажется довольно гармоничным (разница в возрасте тут на самом деле не лежит в диапазоне папа-дочка). Томас Линн старше Полли на 14 лет. Если в первых главах он предстаёт перед нами практически седовласым стариком, так как автор описывает его глазами ребёнка, то ближе к концу книги мы вместе с девятнадцатилетней Полли понимаем, что он молод и вовсе не похож на черепаху (да ещё и красив, раз привлёк внимание самой королевы фейри). К тому же Томас с Полли на целых четыре года прервали общение, за это время девочка выросла. В общем, сложно... Ощущения немного двойственные.

Тем не менее, мне книга очень зашла. Наверняка перечитаю через какое-то время. Написана она прекрасно.

P.S. Кстати, в книге упоминается много других произведений. От "Трёх мушкетёров" Дюма до "Золотой ветви" Фрэзера (вот уж не ожидала встретить). Можно составлять подборку того, что читала Полли :)

o-r.jpg