Больше рецензий

5 февраля 2024 г. 01:49

221

4.5

Если вы хотите прочитать действительно необычную книгу, которая ставит вопросов больше, чем даёт ответов, то роман Питера Хёга «Твоими глазами» подойдёт как нельзя лучше. Дело в том, что произведение представляет собой метапрозу, раскрывающую историю создания настоящего романа, ставшего результатом случившихся с главным героем событий. К слову, повествование в книге ведётся от первого лица, а рассказчика зовут точно так же, как и автора романа.

Понимание и смысл — это бутылочное горлышко, это узкие места, а действительность бывает слишком велика, чтобы пройти через такое узкое место.

Путешествовать, оказывается, можно не только в реальности; если сильно захотеть, есть шанс выйти за пределы видимого мира и отправиться сначала в фантастическое / вымышленное место, а уже потом — в сон другого человека, изменяя настоящее и перекраивая будущее. Если же собрать небольшую компанию (например, в три человека) и овладеть трюком с выходом за пределы действительности, то получим доступ к коллективному сознанию человечества и, самое страшное, его памяти.

Если военные травмы не переработаны, если общество не спрашивает себя о том, что случилось, если жертв и палачей не заставляют встретиться и начать говорить, то травмы будут передаваться от родителей к детям и далее к их детям семь поколений подряд. А это двести лет. Вот на такой срок после войны где-то всё равно будут оставаться рубцы.

Исследуя грань между индивидуальным сознанием и коллективным, Питер Хёг приходит к выводу, что понять чужую боль возможно лишь в том случае, когда ты смотришь на пережитые события глазами страдающего человека. Похоже, для овладения техникой эмпатии необязательно иметь хитрые устройства, описанные в книге, достаточно раскрыть сердце и разум навстречу другому человеку.

Таков уж этот мир. В нём не только война, алчность и истребление видов. В нём есть ещё и множество людей, которые связаны один с другим и которые стараются заботиться друг о друге.

Поскольку роман «Твоими глазами» соткан из отдельных личных воспоминаний / переживаний автора, которые, облечённые в слова и представленные на бумаге, имеют свойство трансформироваться в угоду сюжету, то вполне естественны некоторые, скажем так, несостыковки (например, временные). Кроме того, судьбы некоторых персонажей так и остались нераскрытыми... Но, соединяя реальность с фантазией, Питер Хёг даёт читателю возможность самостоятельно определить, что является правдой, а что — вымыслом. Мне такой подход по душе. А вам?