Больше рецензий

6 февраля 2024 г. 21:14

667

5 «Ты в этом эшелоне спасаешь не детей, а самого себя».

Третий роман Гузели Яхиной посвящен трагической и сложной теме в истории нашего государства - эвакуации голодных детей из Казани в Самарканд.
События 20-х годов XX века - страшный голод в Поволжье, голодомор на Украине, в Крыму и других уголках Советского Союза - унесли жизни миллионов людей. Миллионы беспризорников бродили по стране, зачастую полуголые, вшивые, без обуви, без зубов, которые выпадали от цинги. Холера и тиф становились спутниками бесконечных людских потоков, перемещавшихся по стране в поисках куска хлеба.
«Эшелон на Самарканд» - это художественное произведение. Но события, персонажи и вся обстановка, показанная в романе, основаны на реальных событиях. Чтобы написать так реалистично о тех годах и явлениях, Гузель Яхина провела огромное количество часов в Казанских архивах, изучила записи и отчеты тех лет.
Роман охватывает временной промежуток в полтора месяца. Шесть недель пути из сырой и голодной осенней Казани в еще теплый и более сытый Самарканд (тогдашний Туркестан). Пятьсот детей, среди которых несколько десятков лежачих больных, комиссар Белая, начальник эшелона Деев, старый фельдшер Буг, двенадцать сестер милосердия и поваренок Мемеля - все они превращаются в одну большую семью, которой предстоит проделать огромный путь в нечеловеческих условиях. Путь, преодолев который кому-то повезет живым доехать до Самарканда, не умерев по дороге от истощения или холеры.
Сердце Деева рвется спасти каждого. Он готов принять на эшелон всех голодающих детей Казани. Комиссар Белая на его добро отвечает резко: «Добрым быть - это думать обо всем. Добрым быть - это уметь надо. Уметь отказать. Приструнить. Наказать… Душу свою сердобольную поглубже запрятать, чтоб не торчала. Иногда быть добрым - это казаться злым».
Все мы так или иначе изучали историю в школе. И скорее всего, я уверена в этом почти на 100%, тема голода 20-х годов либо не разбиралась подробно, либо вообще лишь кратко упоминалась. Если бы в старших классах этот роман анализировался бы на уроках литературы и истории, думаю, что молодое поколение стало бы более глубоко мыслить, стало бы яснее осознавать и понимать суть Революции, советского режима, ГУЛАГа, коллективизации и раскулачивания, Большого террора… Ведь между всеми этими явлениями проходит одна большая связующая нить. Они неотделимы друг от друга причинами и следствиями.
Герои Деева и Белой противоположны настолько, что иногда хочется поменять их местами. Комиссар в юбке Белая расчетлива, собрана и резка как мужчина. Сердобольный же Деев переживает за каждого пассажира «гирлянды», лежачих кормит сам и даже оставляет в эшелоне новорожденного подкидыша, Кукушонка, которого голодная и отчаявшаяся мать кладет на ступени отъезжающего вагона. Деев хочет верить, что довезет всех живыми до Самарканда. Он еще не знает, что более 100 детей будет хоронить вдоль путей по ходу следования состава. Он даже не представляет еще, на какие действия отважится, чтобы добыть еды и медикаментов, мыла и воды для умирающих и голодающих детей.
Старый фельдшер Буг, видя все это, сокрушается о том, что доброта стала шиворот-навыворот. У одних отнимают, чтобы спасать других. «Творят» доброту те, кто своими руками еще вчера убивал и воровал. И понимает это Деев, когда идет в ЧК просить помощи для голодающих детей. Знает он, из чьих рук придет эта помощь. Осознает, что кого-то ограбили или даже убили, изъяв «излишки», которыми он потом кормит свой голодающий эшелон с детьми. «А ведь и правда, хорошо было бы встретить чистую доброту! Круглую со всех сторон и не испачканную грехами предыдущей жизни. Пусть бы нашелся такой человек, хотя бы один на земле, кто никогда бы не сотворил ни единого злого поступка. И шел бы этот человек по миру, творя только добрые дела, а остальные бы глядели на него и грелись бы о его добродетель. Но нет таких людей. И доброты этой чистой нет. А мечта о ней - есть. С ней и живем».
Единственное, что не мог отнять голод и безысходность у беспризорных детей - это их язык. «Он был их богатством, их родиной и памятью. Они его творили. Складывали в него все, что находили в пути». Автор мастерски показывает, как через прозвища и отборные словечки можно было четко охарактеризовать род занятий и характер каждого беспризорника.
В романе огромное количество экзистенциальных вопросов. В каждом диалоге, в каждом размышлении автора - глубина, боль, крик. Как быть милосердным в нечеловеческих условиях? Где доброта переходит в мужество? Как сохранить спокойную голову, видя, как умирают в пути дети?
«Посмотрим же вокруг. Что происходит с нашей землей? Каждый в этом кругу сделал все, чтобы не допустить торжества зла в России. А оно не только превозмогло нас - оно смеется над нами, кусает нас и терзает».
В романе много героев, но главные действующие лица - это Голод и Смерть. Они идут рука об руку и не щадят никого. Они изменяют сознание, обнажают душу, внезапно обнаруживают звериные черты в человеке. Мудрый старый фельдшер Буг, прошедший и царскую армию, и поля брани, и войны, видевший больше мертвых на своем веку, чем живых, зрит в корень…Он понимает, что такие, как Деев, уже покалечены войной, «временем этим мясорубочным». С одной стороны Деев - мальчишка, искренний, порывистый и глуповатый. С другой - старик, жизнь которого побила и погрызла уже настолько, что он не боится даже смерти. А внутри у него сжалась в комок ненависть, которая так и норовит выплеснуться наружу. Душа у таких людей, замечает Буг, как капуста - кругом листья и листья, а сердцевины-то и не видать…
А сколько таких Деевых было в то время? Сколько молодых людей (их называли потом «потерянное поколение»), покалеченных морально и физически Первой мировой войной и Революцией, пытались создавать иллюзию жизни? Продолжать бороться, но не понимая, с кем и ради чего. Движимые не долгом, не идеей, не человеколюбием, а большим отчаянием и неутихающей болью. «Ты в этом эшелоне спасаешь не детей, а самого себя. Детей просто заодно».
Прошло ровно сто лет с момента событий, описанных в романе и действительно имевших место в истории нашей страны. Сто лет достаточно, чтобы сделать вывод и понять, что мы не усвоили тот урок. Мы провалили его. Да, тотального голода сейчас нет. От голода почти не умирают в нашей стране. Но вот стало ли меньше боли, отчаяния, ненависти, войн…?
Я вновь хочу привести слова Серафима Саровского: «Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся». Давайте каждый задумаемся и начнем с себя. Ведь уменьшить количество страдания и насилия в мире можно только очистив от скверны сперва свою душу…
~Julietta Vizer

Комментарии


Спасибо за отзыв!

Тоже подумала о том, что, если бы это произведение читали в школе, то дети, будущие взрослые, немного по другому бы смотрели на жизнь. Пусть произведение о трудностях жизни, как и те, что вы перечислили у себя, но читается значительнее проще и, как по мне, местами интереснее :)